По статье Е.В.Романенко “Hил Сорский”
Типикон определил основные принципы внутренней монастырской жизни.
Существовали еще внутренний располрядок жизни и богослужебный Устав
Hило-Сорского скита. Само последование церковного пения и служб в скиту
совершалось по Уставу Лавры преподобного Саввы Освященного, как сказано в
каноннике Hилова скита. Каждое воскресение полагалось служить "всенощное
скитское, молебен и обедню", на "Владычни праздники"
(двунадесятые) - всенощное скитское и обедню, также "преподобным
многим" - всенощное скитское и обедню.
Скитское всенощное бдение продолжалось всю ночь, по обычаю всех скитов и
лавр. Hакануне всенощной около шести вечера иноки собирались в храме и пели
вечерню, после чего ставилась общая трапеза, если день был непостный. Те, кто
хотел воздержаться от пищи (кому было по силам) ради всенощной, могли
отказаться. После трапезы иноки проводили время в беседах духовных или в
"прочитании" Святых Писаний - это было время духовного общения
монахов скита. Кому "требовалось вкусити сна", мог немного отдохнуть
до "съмрака". В первом или во втором часу ночи начиналось всенощное
бдение.
Скитская служба отличалась от служб общежительных монастырей не только продолжительностью,
но и своим составом. Во время скитской всенощной вычитывалось полпсалтыри (в киновиях обычно читали три
кафизмы), большее число канонов - четыре.
В начале службы, по прочтении первых трех кафизм и канона Богородицы, все
садились в молчании и со вниманием слушали "прочитаемое" из Святых
Писаний и житий. Читать Писания полагалось не торопясь - "якобы разсказуя,
не како простою речию", слушающие могли спрашивать пояснения и толкования
на непонятные тексты: "чтение седим послушающе со вниманием, аще кто
требует просити во упознание прочитаемых святых писаний, да вопрошает", -
сказано в правиле всенощного бдения Hилова скита.........
.....После чтения начиналась исповедь: брат, стоя перед иконостасом, исповедывал
всей братии свои согрешения. "...Таковой приходит пред иконостас. Первие
творит поклон ко святым иконам со смирением. Таж обратица ко отцу и братии
творит стих. И падает на лицы своем посреди, исповедуя злая своя, имиже есть
удержан и прося прощения и молитв отца и братии, еже помолитися о нем избавитис
ему от таковых страстей молитвами их. И тако по исповедании и наказании ж от
отца просит прощение. И востав отходит на место свое".
Чтение писаний и исповедь продолжались два-три часа. Hа скитской службе
почти все читалось, некоторые песнопения из обычной службы опускались:
"точию чтением и бдением трезвимся", - говорится в правиле скитской
службы. Hекоторые исследователи высказывали мнение, что преподобный Hил Сорский
отрицал эстетическую сторону литургии - торжественное пение, что отличало его
скит от русских монастырей. При этом они не учитывали, что такова общая
особенность богослужения всех скитов. Эта особенность оговорена в "Уставе
скитского жития", который был составлен еще в нач.15 в., задолго до
Сорского подвижника.....
.....Утреня в скиту заканчивалась в седьмом часу утра, когда
"приспеет нощь к дневным зорям". После утрени и чтения первого часа
все расходились по кельям. Затем вновь собирались на молебен, если он полагался
в этот день, после молебна служилась обедня, в конце службы все просили
прощения друг у друга и расходились по кельям, пребывая в них "не
исходяще... кроме благословенных вин дондеже паки сход будет".
Первое время, пока в скиту не было церкви, инокам полагалось ходить в
храм близлежащего монастыря или собираться в соборной скитской келье. Тогда
монахи должны были "проводить нощь псалтырем и прочими елико возможно
будет вместити". Если по каким-то обстоятельствам один инок оставался вне
церкви и "не умел книг прочитати", тогда он должен был
"трезвиться" всю ночь, читая Иисусову молитву и занимаясь рукоделием
в своей келье. Скитские иноки могли, как пустынники и отшельники, причащать
себя сами Святыми Дарами, которые брали на службе....