Статья из "Кирилла и Мефодия"

 

ОКТОИХ (греч. Octoechos Осмогласник), одна из главных богослужебных книг Православной Церкви. Содержит изменяемые  песнопения  для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого  седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени  и Литургии, а воскресных дней кроме того, еще песнопения малой Вечерни и Полунощницы.

 

Все   песнопения,   содержащиеся   в   последованиях  одной  седмицы, исполняются  на   один  и тот же глас, по числу которых (восемь) книга получила  свое название. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха  начинается  снова  с песнопений первого гласа. Цикл из восьми недель   называется  в Церковном Уставе Lстолпом¦, их поется в течение года  шесть: 1) с первой недели Петрова поста, 2) после Ильина дня, 3) по  Воздвижении  Креста  Господня,  4)  в  Рождественский  пост, 5) по Крещении   Господнем, 6) в Великий пост. Пение Октоиха в седмичные дни начинается   с  понедельника  после  Недели Всех Святых и оканчивается перед   субботой  Мясопустной,  в  воскресные  же дни оно начинается с первого   воскресенья после Недели Всех Святых и продолжается до пятой недели  Великого  поста  включительно. Не поется Октоих в двунадесятые праздники,   а  также  их предпразднества и попразднества, падающие на седмичные  дни.

 

С каждым седмичным днем в Октоихе связано воспоминание об определенных ликах  святых  или  священных  событиях:  песнопения  воскресного  дня посвящены   воспоминанию Воскресения Христова, песнопения понедельника имеют    покаянных   характер,  а  также  воспевают  святых  ангелов, песнопения   вторника,  также  покаянного  храктера,  прославляют  св. Иоанна   Крестителя,  песнопения  среды  и  пятницы посвящены Кресту и Божией   Матери,  четверга апостолам и святителю Николаю, субботы всем святым  и усопшим.

 

История византийского Октоиха

 

В  греческой  литургической книжности название LОктоих¦ закрепилось за сборником,   содержащим  лишь  воскресные  последования восьми гласов; книга,   содержащая  как  воскресные,  так  и  будничные последования, получила  у греков (а также болгар, сербов и грузин) название Параклитик.

 

В  истории формирования византийского Октоиха можно выделить несколько основных   этапов:  1) в 5-7 вв. в Палестине были составлены отдельные тропари   и  песнопения будущего Осмогласника анонимными византийскими гимнографами  и проведено их первоначальное распределение по седмичным (недельным  циклам; 2) в обителе преп. Саввы Освященного в Иерусалиме в   8  в.  составление  Октоиха  Иоанна  Дамаскина;  3)  в 9-11 вв. в Константинополе   Октоих  Иоанна  Дамаскина  был дополнен песнопениями Иосифа   Песнопевца  (ум.  883)  и  Феофана  Начертанного (ум. до 850) молебного   цикла, исполнявшимися в седмичные дни (Параклитик Иосифа), степенными   антифонами Феодора Студита (ум. 826), канонами св. Троице Митрофана   Смирнского  (ум.  910),  утренними евангельскими стихирами императора   Льва  VI  Мудрого (886-913), воскресными ексапостилариями императора   Константина VII Багрянородного (913-959), стихирами Павла Амморейского  (ум. 1054); 4) Византия, 12 в. появление списков Октоиха Иерусалимской редакции.

 

В  древнеславянской  и  древнерусской  книжной  традиции  13-14  вв. и позднее    получили   распространение  несколько  видов  сокращенного Октоиха:    Изборный   Октоих,   Параклитик,   Шестоднев  служебный  и Богородичник.

 

Избрный Октоих

 

Избрный  Октоих содержал преимущественно стихиры, седальны, блаженны и другие   песнопения,  сгруппированные  по музыкальным жанрам, а внутри них   по  гласам. Распространенная редакция Изборного Октоиха включала также  каноны Октоиха в форме Шестоднева. Изборный Октоих и Параклитик составляли  изначально части единого богослужебного сборника, ведущего свое    происхождение   от  древневизантийского  Тропология.  Перевод Изборного   Октоиха на славянский язык был сделан, вероятно, во второй половине   10  века  в  Болгарии; на его основе несколько позднее была составлена   древнерусская  редакция  Октоиха.  В  списках  Изборного Октоиха   13-14  вв.  древнерусского  извода  лучше  всего  сохранился первоначальный  славянский перевод. Изборный Октоих на Руси выходит из употребления    в   начале   15  в.  после  смены  редакций  основных богослужебных  книг со Студийской на Иерусалимскую.

 

Параклитик

 

Название  Параклитика  в  древнерусской  рукописной  традиции  получил сборник   используемых  на  Утрене  канонов  Октоиха, расположенных по гласам,   а внутри них по дням недели. Наибольшее распространение этот вид   Октоиха  имел  на  Руси  до  начала  15  в.  Параклитик  являлся дополнением   Избрного  Октоиха.  В большинстве списков древнерусского Параклитика  на седмичные дни полагалось по одному утреннему канону: в понедельник  ангелам,  во  вторник  Иоанну  Предтече,  в среду пресв. Богородице   или  Кресту,  четверг  апостолам или (реже) ап. Петру, в пятницу   Кресту,  в  субботу  пророкам и мученикам. Однако отдельные списки  Параклитика содержали по два канона на каждый седмичный день.

 

Шестоднев

 

Шестоднев  служебный  является  видом  сокращенного Октоиха и содержит избранные   службы  Осмогласника: воскресные 1-8 гласов и седмичные по одной   из  каждого  гласа    понедельник  первого гласа, во вторник второго,   в  среду  третьего  и  т.  д.).  До  начала 15 в. Шестоднев служебный   Студийской редакции входил в состав сборников с Часословом и   праздниками,  позднее    начала  15  в.) Шестоднев Иерусалимской редакции  выделился в отдельную книгу.

 

Богородичник

 

В  Богородичнике  были  собраны  лишь  молебные  каноны  ко Пресвятой. Богородице   1-8  гласов,  исполнявшиеся  на Повечерии. Списки Октоиха этого  типа крайне немногочисленны. Со второй половины 14 начала 15 в. в    славянских   странах   распространяется   тип   полного  Октоиха Иерусалимской   редакции,  который и был впоследствии положен в основу печатного  Октоиха.

 

Литература:

 

Филарет  (Гумилевский).  Исторический  обзор  песнопевцев и песнопения греческой   церкви.  СПб.,  1860. С. 190-216, 275-277; То же: Репринт. М., 1995.

 

Hoeg  C.,  Tillyard  H.  J.  W., Wellesz E. The Hymns of the Octoechus transcribed  by H. J. W. Tillyard. Copenhagen, 1940-1949. P. 1-2.

 

Hannick Ch. Dimanche Office selon les huit tons. OKTWHXOS // La priere des  Eglises de Rite Byzantine: 3. Chevetogne, 1972.

 

О. А. Крашенинникова

 

Сайт создан в системе uCoz