Священник М. Лебедев

 

О ПЕНИИ ТРОПАРЕЙ И КОНДАКОВ НА ЛИТУРГИИ

 

Понятие о тропаре и кондаке.

 

Тропарь (от греч. слова trepw — обращаю) и кондак (от греч. слова kontos краткий) являются связующими и главными звеньями в общей цепи церковно-богослужебных песнопений, которые к ним как бы обращены или направлены по содержанию, самыми краткими, самыми главными выражениями основной мысли праздника или дня, изложенной во многих иных песнопениях данного дня, отображающих священные события из земной жизни Христа Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых угодников Божиих, из Библейской истории, из истории Церкви. Поэтому необходимо с особой внимательностью относиться к пению на литургии тропарей и кондаков, тем более, что они являются почти единственными изменяемыми, среди неизменяемых, песнопениями на литургии, отображающими сущность дня или праздника.

 

Тропарь, эта древнейшая песнь, кратко выражавшая собой суть богослужебного последования дня, в первые пять веков в истории христианской Церкви использовался как припев к стихам некоторых псалмов, например 50-го или 117-го. Преп. Авксентий (память 14 февраля, 1470), по словам его жизнеописателя, сходившимся к его пещере для поучений "составлял тропари из двух-трех речений, весьма приятные и полезные, хотя и простые, и заставлял петь их голосом самым простым и безыскусственным. Когда несколько раз повторялся переменным пением один стих, начинали петь другой и прочие по порядку". Жизнеописатель приводит и образцы этих тропарей. Их темы: 1) ангельское славословие Господа; 2) миротворение Божие; 3) искупление; 4 и 5) чувства покаяния; 6) прославление святых. Одним из первоначальных способов пения тропарей за богослужением был такой, что каждую строфу пели дважды — на оба лика. Отголосок этой практики заметен в нынешнем пении тропаря дважды и трижды в подготовительных к Божественной литургии службах. С умножением количества тропарей изменился способ их исполнения. В VI веке вместо повторения каждого стиха в тропаре стали повторять только последний стих. С изменением пения изменилось частично у некоторых тропарей и название. Ряд тропарей с одинаковым окончанием стали называть кондаками, а дополнительные, прибавочные к кондаку песни — икосами (от греч. слова oikos, что означает дом, храм, семейство). Создателем такого рода церковной песни считается преп. Роман Сладкопевец, родом из Сирии, чтец и певец храма Богоматери в Константинополе (память 1 октября, † в перв. пол. VI века). Он оставил кондаки, с большим количеством (от 14 до 24) икосов, на все важнейшие в то время праздники. Первым его кондаком, по преданию, был кондак на Рождество Христово, имевший 24 икоса, каждый из которых оканчивался словами "Отроча младо Превечный Бог". У преп. Романа было много подражателей. Впоследствии по типу такого пения кондаков стали составляться акафисты.

 

Формирование порядка пения тропарей и кондаков происходило на протяжении ряда столетий и окончательно выработалось в IX веке. Типикон содержит указания о пении тропарей и кондаков на литургии во многих местах, содержащих подробное изложение порядка богослужения того или иного дня или соединения богослужения одного праздника с богослужением другого, когда таковые совпадают в один день. Типикон дает также и отдельные указания о пении тропарей и кондаков в будни, в воскресные дни, в дни памяти святых, в предпразднства и попразднства двунадесятых Господних и Богородичных праздников, как и в самые эти праздники, в праздники храмовые и престольные. Все эти указания Типикона содержатся в первой его части в главах 3,4,5, 12, 13, 15,48,49, 50, 52, а во второй части — "о храмех" — в главах 1, 2, 13, 16, 32, 36, 42, 43, 44, 52, 53, 56. Наибольшее количество указаний находится в первой части Типикона — в главе 52. Тождественные Типикону указания имеются в Псалтири следованной, в Октоихе, Минеях, Триодях и Ирмологии. Прот. Н. Никольский в "Пособии к изучению Устава богослужения" распределяет литургийные тропари и кондаки следующим образом:

1 ) храмовые:

  а) в честь Господа,

  б) Пресвятой Богородицы,

  в) святых;

2) дневные, т. е. по дням седмицы;

3) праздничные;

4) заупокойные;

5) заключительные.

 

Храмовые тропари и кондаки.

 

Храмовым праздником в честь Господа может быть в ином храме и Пасха, т. е. день Светлого Христова Воскресения. Этот праздников Праздник имеет особое богослужение и не входит в число ни двунадесятых, ни великих праздников. Но пасхальный тропарь не поется вне пасхальных дней в течение года и в качестве храмового его заменяет или тропарь воскресный гласа или тропарь праздника Обновления (т. е. освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (13 сентября). Может быть храмовым праздником День Святой Троицы, День Святаго Духа, Воздвижение Креста Господня, Вход Господень во Иерусалим, перенесение Нерукотворенного Образа Спасителя ( 16 августа), Положение ризы Господней (10 июля), может быть и вообще любой из Владычных праздников, двунадесятых и иных великих и малых.

 

Храмовым праздником Пресвятой Богородицы бывает любой из великих двунадесятых и недвунадесятых праздников в честь Богоматери и любой из малых Ее праздников — в память Ее чудотворных икон или каких-либо событий, как, например, Обновление храма в честь иконы, именуемой "Живоносный источник" (в пятницу Пасхальной седмицы), или Положение пояса Богоматери (31 августа).

 

Храмовой или престольный праздник в память святого может быть в любой из дней года, в любое календарное число, когда даже положена по Уставу будничная, а не праздничная служба. (Праздничной она правится только там, где имеется престол в честь этого святого.) Храмовой праздник в данном храме считается великим праздником, хотя бы он был и из числа малых.

 

Если в храме один алтарь и один престол, то бывает один храмовой, он же и престольный праздник. Бывают при одном алтаре и одном престоле два престольных праздника одному святому — это храмовые праздники. Бывают при одном алтаре основной и приставной престолы. Бывают также при одном престоле в одном алтаре два престольных праздника разным святым в разные календарные числа. Может быть один праздник в честь Господа, а другой — в память угодника Божия, или один Богородицы, а другой — святых. В таких случаях один праздник будет называться престольным, а другой, по имени которого называется храм, будет храмовым. Бывают в храме и два, и три, и больше престолов. Один из них — главный престол. Но не всегда храм называется по имени главного алтаря (престола), он может носить название по одному из придельных, боковых алтарей. Праздник алтаря, по имени которого называется храм, является храмовым, праздники остальных алтарей считаются престольными. Бывает (редко) так, что храмовой праздник — в честь святого, а престольные — в честь двунадесятого или иного праздника в честь Господа или Богородицы.

 

В Уставе тропари и кондаки престольных праздников везде называются храмовыми. Но все храмовые тропари и кондаки, если их несколько, не поются. Если литургия совершается в алтаре, имя которого носит и храм, то достаточно одного тропаря и одного кондака, которые и есть храмовые в собственном смысле. Когда же служба совершается в другом алтаре, тогда мы будем иметь два храмовых тропаря и кондака: того престола, на котором совершается служба, и того, по имени которого называется храм. Это нельзя забывать для правильного пения тропарей и кондаков. Эти особенности в каждом храме разные, и в каждом храме могут изменяться в зависимости от того, в каком приделе, на каком престоле совершается в данный день служба. При перенесении службы из одного алтаря в другой в одном и том же храме по-разному, в разной последовательности, поются тропари и кондаки. Храмовые тропари и кондаки не поются в случаях, когда в последующих тропарях и кондаках выражается та же мысль, что и в храмовых. Так, тропарь храма Христова не поется в другие Господни праздники, в воскресные дни, в среду и пятницу на вседневных (будничных) службах, в предпразднства и попразднства Владычных двунадесятых праздников. Также и кондак. Также не поются ни тропарь, ни кондак храма Богородицы, когда есть другие праздничные тропарь и кондак Богородице. Не поются тропарь и кондак храма Богородицы в предпразднство и попразднство Богородичного двунадесятого праздника. Храмовые тропарь и кондак ангелам не поются в понедельник, потому что дневные в понедельник тропарь и кондак посвящены Небесным воинствам; тропарь и кондак храма Предтечи не поем во вторник, "зане и дневныя Предтечи же", так же, как по средам и по пятницам не поем тропарь и кондак храму Христову, поскольку в эти дни поются тропарь и кондак Кресту. Подобно этому в храме апостола не поются по четвергам тропарь и кондак храмовые, ибо в четверг поются дневные тропарь и кондак апостолам. Храмовые тропари и кондаки святых никогда не поются в субботы, потому что в субботу поются общие Всех святых тропарь и кондак. Кроме того, тропарь и кондак храма святых не поется в великие праздники не только Спасителя и Богоматери, но и в праздники великих, так называемых бденных, святых. Тропари и кондаки храмовых святых присоединяются к воскресной службе и к службе с полиелеем, но исключаются и из воскресной службы и из праздничной, когда имеется бденный святой "в неделю" (т. е. в воскресенье); не исключаются в предпразднствах и попразднствах в седмичные дни, но исключаются в субботние дни и в отдания праздников, в "навечерия" великих праздников, в малые праздники Господни и Богородичные.

 

Дневные тропари и кондаки.

 

Тропари и кондаки дневные поются тогда, когда служба правится по Октоиху. В Господний двунадесятый праздник, если он случится в воскресный день, не поется и воскресный тропарь. Дневные тропари и кондаки поются, когда нет ни праздника, ни предпразднства, ни попразднства, ни пения Триодей. Заупокойный тропарь в субботу поется только в том случае, когда нет в Минее тропаря святому под числом. Когда поются дневные тропари, то всегда при них припевается на "Славе" и заупокойный кондак "Со святыми упокой...", независимо от того, пропет или не пропет был заупокойный тропарь. Заупокойный тропарь не всегда поется в субботу, а кондак заупокойный поется каждый раз при пении Октоиха. Однако в предпразднствах и попразднствах, в праздники и в дни воскресные заупокойный кондак петь не следует. Этот кондак не поется даже и в малые праздники, когда есть служба со славословием или "аще случится святый, ему же вход". Дневные тропари и кондаки не помещены в Октоихе, они находятся в Часослове, в Псалтири следованной, в Типиконе. На практике первый субботний тропарь "Апостоли, мученицы и пророцы..." иногда заменяют двумя иными тропарями — "Боже отец наших..." и "Иже во всем мире мученик Твоих..."

 

Праздничные тропари и кондаки. Виды праздников.

 

Тропари и кондаки святым или праздникам рядовым находятся в Минеях и Триодях. Некоторые праздники и некоторые дни памяти святых приурочены к воскресным или субботним дням и являются (вместе с этими воскресными и субботними днями) переходящими, например, в Неделю о расслабленном совершается память прав. Тавифы, в Неделю 5-ю Великого поста — преп. Марии Египетской, в субботу 1-й седмицы Великого поста — вмч. Феодора Тирона, в Неделю свв. жен-мироносиц — праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, в 1-е воскресенье после 29 июня (ст. ст.) — Свт. Арсения, еп. Тверского, в воскресенье с 11 по 17 октября (ст. ст.) — свв. отцов VII Вселенского Собора и т. д. В такие недели и субботы часто исключаются храмовые тропари и кондаки, и не только храмов святых, но и храма Христова и Богородицы. Праздничные тропари и кондаки вносят большие изменения в количество и последовательность литургийных тропарей и кондаков. Часто праздник меньший уступает место празднику большему; исключаются тождественные тропари и кондаки, если в них выражается одна и та же мысль; сокращается общее количество тропарей и кондаков на литургии. Так, в двунадесятые праздники поются только один тропарь и один кондак. Празднику Входа Господня в Иерусалим имеется два тропаря при одном кондаке. В первый день Святой Пасхи и во всю Светлую седмицу поется после тропаря перед кондаком ипакои "Предварившыя утро..." Иногда, наоборот, увеличивается количество литургийных тропарей и кондаков, если правится одновременно несколько служб разным святым, не исключающих предпразднственные или попразднственные службы с их тропарями и кондаками, или вместо них дневные тропари и кондаки.

 

Здесь необходимо помнить следующее. Все праздники разделяются на большие, средние и малые. Вседневные непраздничные службы не имеют такой большой разницы при пении литургийных тропарей и кондаков, какую имеют праздничные службы. Разница в первом случае зависит от дней седмицы (от дневных тропарей и кондаков), от храмовых тропарей и кондаков, от предыдущих и минувших великих праздников, от совокупности служб данного дня. Для правильного пения на литургии тропарей и кондаков в праздники необходимо помнить, как совершалась подготовительная к литургии служба (вечерня и утреня) — по типу великих или средних или малых праздников, т. е. была она бденной, или полиелейной, или со славословием.

 

К великим праздникам относятся прежде всего двунадесятые. Они разделяются на Владычни и Богородичные. Владычни (или Господни) праздники — это Рождество Христово (25 декабря), Богоявление Господне (6 января), Вход Господень во Иерусалим (за неделю до Пасхи, "Неделя ваий"), Вознесение Господне (в сороковой день после Пасхи), День Святой Троицы, или Сошествие Святаго Духа на апостолов (в пятидесятый день после Пасхи), Преображение Господне (6 августа), Воздвижение Креста Господня (14 сентября). Богородичные праздники — это Рождество Богородицы (8 сентября). Введение Пресвятой Богородицы во храм (21 ноября). Сретение Господне (2 февраля), Благовещение (25 марта), Успение (15 августа). Двунадесятые праздники имеют предпразднства, попразднства и отдания. Предпразднственные песнопения приготовляют нас к достойной встрече грядущего праздника и как бы переносят во времена пророчеств, когда древние верующие с надеждой ожидали грядущих священных событий. В попразднствах повторяются праздничные песнопения. Дни попразднства есть как бы продолжение праздника. Отдание (завершение, окончание) есть последний день попразднства, повторение с меньшей торжественностью самого праздника. На второй день двунадесятого праздника — в первый день попразднства — обычно прославляются виновники или участники праздничного события. Так, во второй день Рождества Христова празднуется Собор (т. е. собрание в честь) Богородицы, на второй день Св. Троицы—День Святого Духа, после Рождества Богородицы—день памяти свв. прав. Богоотец Иоакима и Анны, после Сретения Господня — свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, после Благовещения — Архангела Гавриила. Эти сопутствующие великим малые праздники могут быть и накануне: так, например, Лазарева суббота перед Неделей ваий и Обновление храма Воскресения накануне Воздвижения Креста. За несколько дней до Преображения Господня совершается малый праздник в честь Происхождения (т. е. изнесения) Креста (1 августа), и этот малый праздник имеет свое предпразднство и свой особый порядок пения на литургии тропарей и кондаков как в свой день, так и в предпразднстве.

 

Рождество Христово имеет 5 дней предпразднства (с 20 декабря), которые заканчиваются навечерием праздника (Сочельник), и 6 дней попразднства, которые заканчиваются отданием праздника 31 декабря. Крещение Господне имеет 4 дня предпразднства (с 2 января), с навечерием, и 8 дней попразднства с отданием 14 января. Остальные Господни и Богородичные праздники имеют по одному дню предпразднства, кроме праздников Входа Господня, Вознесения и Св. Троицы, которые предпразднства не имеют. Попразднство Сретения может сокращаться, а если праздник Сретения переносится с Чистого понедельника на Прощеное воскресенье, то и совсем не бывает; не бывает в такой год и отдания Сретения. Иной год не бывает ни предпразднства, ни отдания и у праздника Благовещения. Нет отдания у праздника Входа Господня в Иерусалим. Отдание Вознесения Господня бывает за день до Дня Святой Троицы; отдание Св. Троицы — в субботу той же Троицкой седмицы; отдание Преображения— 13 августа; Успения—-23 августа; Рождества Богородицы — 12 сентября; Воздвижения Креста —21 сентября; Введения Богородицы во храм —25 ноября. В отдания, как и в самые праздники, поются на литургии только тропарь и кондак праздника, если не случится воскресенье или иной какой малый праздник. Но в отдание праздника Введения Богородицы во храм присоединяются тропари и кондаки святых под числом. Этот порядок пения может быть образцом и для других отданий, когда к ним присоединяется служба святых, как может быть, например, в отдание Воздвижения и день памяти Святителя Димитрия Ростовского или в отдание праздника Троицы при совпадении с праздником Третьего обретения главы Иоанна Предтечи (25 мая). Предпразднственные и попразднственные тропари исключают пение храмовых тропарей: в Господне предпразднство и попразднство — храму Христову, в Богородичное предпразднство и попразднство—храму Богородицы, но не исключают тропарей малых праздников Спасителя и Богоматери, если таковые случатся в предпразднство или попразднство. Так, поются вместе тропари и кондаки предпразднства Воздвижения Креста и праздника Обновления храма Воскресения; Успенский попразднственный тропарь уступает первое место тропарю Нерукотворенного Образа; Рождественский кондак заменяется кондаком Собора Богоматери. Подобно этому и в день "Живоносного источника" за неимением указаний можно заменить Богородичным кондаком кондак Пасхи с опущением ипакои Пасхи, как опускается он в Кириопасху (совпадение Пасхи с Благовещением) или в Благовещение, случившееся в один из дней Светлой седмицы. При соединении служб Входа Господня в Иерусалим и Благовещения, если случатся эти праздники в один день, второй тропарь Ваий не поется, поскольку в нем то же содержание, что и в первом, и первым тропарем будет Благовещенский, а не Ваий, ибо Благовещение имеет по одному дню предпразднства и попразднства с отданием, а праздник Ваий таких дней не имеет, сам является пред-празднством по отношению к празднику Светлого Христова Воскресения. Служба двунадесятого праздника может быть соединяема со службой храмового святого. Образ пения тропарей и кондаков на литургии в таком случае можно найти в указаниях о соединении служб Вознесения Господня и евангелисту Иоанну Богослову. Но во все даже и малые праздники Господни и Богородичные в будние дни никакие храмовые тропари и кондаки не поются, они поются в такие дни только в храмовой праздник. При совпадении великого или малого Богородичного праздника с воскресным днем первое место принадлежит воскресному тропарю. Может присоединяться и служба святых к службе малого праздника Господнего и Богородичного, и тогда поются и те и другие тропари и кондаки. Пример такого соединения можно видеть в службе 1 августа.— Кресту и мученикам Маккавеям, или в отдание Введения Богородицы во храм, и этими примерами следует руководствоваться, если нет наряду соответствующих указаний. Может присоединяться служба святых и к великим Господним и Богородичным (недвунадесятым) праздникам. Указания на такие случаи есть в службах 1 января и 1 октября. Для предпразднства и попразднства такие указания даны, например, в Неделю по Рождестве Христове, если она случится на второй день праздника Рождества; в седьмое послепасхальное воскресенье, посвященное памяти свв. отцов Первого Вселенского Собора; в день памяти Святителя Московского Петра (21 декабря) при совпадении с Неделей пред Рождеством Христовым.

 

Во все великие праздники неопустительно должно совершаться всенощное бдение. Оно может совершаться как соединение вечерни с утреней (как обычно и делается), без перерыва, и может совершаться и с перерывом между вечерней и утреней (Типикон, ч. 1, гл. 2). Вечерня на бдении начинается при открытом алтаре, с каждением, при пении стихов предначинательного псалма вечерни, бывает вход, читаются паримии, поется лития и после нее совершается благословение хлебов. На утрене поются стихи полиелейных псалмов и величание, читается Евангелие, поется (за исключением великопостных дней), а не читается в конце утрени великое славословие. Это и есть "бдение", или "бденная служба". В этом отличие великого праздника от других.

 

К великим недвунадесятым праздникам относятся прежде всего храмовые и престольные праздники. За ними следуют праздники великих святых. Престольные праздники в честь святых когда они случаются в первую, кроме субботы, седмицу Четыре-десятницы, или в последние дни Страстей Христовых, или в первый день Пасхи, переносятся на другие дни. Рождество Предтечи (24 июня) и Усекновение главы его (29 августа), день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) имеют и на вторые дни попразд-нственные песнопения, но эти вторые дни не называются попраз-днствами. К великим праздникам причислен и праздник Покрова Божией Матери ( 1 октября). Во второй день этого праздника чтится память блаж. Андрея, имевшего отношение к праздничному событию. Причислен к великим и праздник Обрезания Господня, бывающий в один день с днем памяти Святителя Василия Великого (1 января). Последние два праздника отнесены к числу великих недавно, по Типикону 1842 года. Были в числе великих праздников дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября; так значилось по Типикону 1641 года, но в Типиконе 1682 года эти праздники причислены к средним, по неизвестным мотивам, хотя все уставные особенности их оставлены без изменения, как, Например, "бдение со свечами").

 

Средний праздник не имеет всенощной. Его вечерня начинается при закрытом алтаре чтением предначинательного псалма, без пения и каждения. Но бывает вход, читаются обязательно паримии; нет литии и благословения хлебов. На утрене так же, как и в великий праздник, поются стихи полиелейных псалмов и величание, читается Евангелие, а в конце утрени поется великое славословие. Вечерня имеет свой отдельный отпуст, и утреня имеет свое отдельное начало, даже когда они совершаются без перерыва, кряду, т. е. и утреня с вечера. (Как на пасхальных службах при соединении вечерни и утрени.)

 

В Месяцеслове все великие праздники имеют под своим числом особый красный знак — крест в круге, каковой указывает их принадлежность к числу великих. Средние, полиелейные, праздники имеют два знака: крест в полукруге и крест без круга; оба знака также красные. Первый показывает, что праздники с крестом в полукруге могут быть по мере надобности (ввиду, например, особого местного почитания этих дней) совершены как бденные. Второй показывает, что в праздники с крестом без круга не должно быть бденной службы, а должна быть служба полиелейная. Второй знак указывает и на то, что служба под этим знаком может быть отправляема и без полиелея, только с пением великого славословия. Последнее указание относилось к службам святых, почитаемых не повсеместно, а только там, где почивали мощи их или где в память их был храм; в других же храмах в дни памяти их только иногда совершался полиелей, обычно же служба была по типу малых праздников, без паримий и полиелея, с пением великого славословия, как во вторые дни двунадесятых праздников. К разряду праздников со знаком креста без круга относится большинство праздников в честь прославленных икон Божией Матери. Но службы для них, как и русским святым, написаны с паримиями и со стихирами на литии. Возможно, последнее обстоятельство и заставило некоторых совершать каждую почти такую службу в честь икон Богоматери как бденную, иной раз с опущением литии и благословения хлебов, а то и с литией, как в престольный праздник. Однако это обстоятельство не влияет на пение литургийных тропарей и кондаков, так как и в малые, как и в великие праздники Господни и Богородичные, одинаково не поются никакие храмовые тропари, не добавляются и дневные тропари с заупокойным кондаком, но могли бы добавляться тропари святых, если бы им добавлялась вместе с Богородичной и служба. К разряду полиелейных праздников с крестом в полукруге относятся дни памяти вмч. Георгия Победоносца (23 апреля), свв. равноапостольных Мефодия и Кирилла (II мая), св. равноапостольного князя Владимира (15 июля). Святителя Иоанна Златоуста (13 ноября), Святителя Николая Чудотворца (6 декабря и 9 мая). Собор Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (30 января).

 

В малые праздники богослужение, так же как и в средние начинается при закрытом алтаре. Не всегда бывает вход, паримии читаются в исключительных случаях, алтарь в вечерню и в утреню закрыт до великого славословия на утрене. Не всегда поется и великое славословие. Так, не поется оно во вторые дни после некоторых двунадесятых праздников, на Сырной седмице, в седмичные дни Четыредесятницы. Основной признак малого праздника — наличие песнопений из Октоиха. В пении литургийных тропарей и кондаков в малые праздники святых почти нет никакой разницы (где она есть, она указана на ряду) по сравнению с средними (полиелейными) праздниками. Малые праздники имеют свой особый календарный красный знак — дугу и в ней три точки. Имеется у малых праздников еще такой же и черный знак, который не указывает петь славословие, а потому не исключает тропарей и кондаков дневных.

 

Заупокойные тропари и кондаки

 

На литургии поются на разных заупокойных службах по-разному. В иные из них (в Великом посту) поются они, как и в обычные субботы, при этом могут добавляться тропарь и кондак Минеи. В Мясопустную и Троицкую субботы поется один заупокойный тропарь. Во все эти субботы на "Славе" поется заупокойный кондак, но на "И ныне" заключительным бывает не кондак мучеников, как во вседневные будничные субботы, а заупокойный Богородичен, или "Мати святая...", или "Тебе и стену и пристанище имамы..." Эти заупокойные тропари и их Богородичны ни в какие другие дни, кроме родительских суббот, не поются, ни тем более в воскресные дни и в малые праздники. Заупокойным кондаком на "Славе" заканчивается вседневное (т. е. в будние дни) пение тропарей и кондаков, когда нет праздника, ни предпразднства, ни по-празднства, при соответствующем, по указанию Устава, заключительном кондаке на "И ныне". При рассмотрении вседневных служб мы часто останавливаем внимание на заключительных кондаках. (Тропарей заключительных не бывает, только кондаки.) Заключительными кондаками являются те, которые поются на "Слава и ныне" или только на "И ныне" после исполнения всех положенных на данный день тропарей и кондаков. Заключительными кондаками бывают в храме Христове кондак храму Христову, в храме Божией Матери — кондак престольного праздника в Ее честь. В храмах святому заключительным кондаком всегда бывает общий Богородичный "Предстательство христиан непостыдное..." В дни предпразднства и попразднства заключительными являются предпразднственные или праздничные кондаки этих праздников. Вне предпразднства и попразднства по субботам заключительным является кондак мучеников.

 

Порядок пения тропарей и кондаков.

 

В храмовые и престольные праздники поется на литургии один тропарь и один кондак, если храмы или престолы Христовы или Богородичные. В храме, посвященном святому, допускается на "И ныне" кондак другого храмового или престольного праздника Господнего или Богородичного, за неимением же таковых поется на "И ныне" "Предстательство христиан..." Так бывает и в службах великих бденных святых в храмах святых же. В храмах Христовых и Богородичных эти бденные службы святым не исключают храмовые тропари и кондаки Спасителю и Богоматери, когда они не заменяются праздничными. В Господне предпразднство и попразднство не исключается тропарь храма Богородицы, в Богородичное предпразднство и попразднство не исключается тропарь храма Христова. В бденные службы святых тропари и кондаки храмовым святым никогда не поются, независимо от дней седмицы.

 

В средние, полиелейные, и малые, со славословием, праздники святых порядок один: на всякой литургии воскресной и среди седмицы (кроме суббот) добавляются тропари и кондаки храмовых святых. Не исключаются они и в предпразднства и попразднства. Исключаются храмовые тропари святым в средние и малые праздники святых при совпадении их с малыми праздниками Господними или Богородичными. Тропари храмов Христовых и Богородичных также предваряют тропари малых святых, а кондаки этих храмов также являются заключительными, как и в службах великих святых, и так же, как в службах великих святых, изменяются они в предпразднства и попразднства.

 

Пасха не входит в число ни двунадесятых, ни великих праздников. Она есть праздников Праздник. Пасхальный тропарь "Христос Воскресе...", где он поется именно как тропарь, должен петься трижды. Если вместо молитвы "Царю Небесный..." поем "Христос Воскресе..." трижды, тем более следует петь всякий раз трижды вместо тропаря в собственном смысле. В службах Кириопасхи и вмч. Георгия в один из дней Светлой седмицы в 48-й главе 1 части Типикона прямо указывается по входе "Христос Воскресе..." петь трижды. Такого указания нет в 50-й главе 1 части Типикона, где излагается порядок пасхальной службы, как нет и указания петь единожды, потому что Типикон не повторяет того, что было сказано ранее, что было и так общеизвестно. По окончании Пасхальной седмицы в Фомине воскресенье — служба по типу двунадесятых праздников. Предшествующая Пасхе Страстная седмица с Неделей ваий и с Лазаревой субботой являются как бы предпразднственными днями Пасхи. Последующие после Пасхальной седмицы воскресные дни до праздника Вознесения Господня каждый является попразднственным днем Пасхи, причем каждый такой воскресный день является тоже праздником, а седмица, следующая за этим воскресным днем, как бы попразднством по отношению к нему, как и вся Пятидесятница — по отношению к Пасхе. В эти воскресные дни Церковь воспоминает свидетелей Воскресения Христова, Его чудес и учения. Тропари и кондаки, которые поются в эти воскресные дни, поются и во всю седмицу, как в попразднства. В половине периода Пятидесятницы совершается праздник Преполовения Пятидесятницы, имеющий и по-празднство, и отдание. Праздничными являются воскресные дни и некоторые субботы Великого поста. Во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю великопостные субботы (если в них не случатся праздники Предтечи, свв. 40 мучеников или Благовещения) и в Субботу мясопустную совершаются заупокойные службы, также и в Троицкую субботу.

 

Для всех праздничных и будничных служб в пении на литургии тропарей и кондаков наблюдается один общий порядок. Сначала поются все тропари, потом за ними, в такой же последовательности, поются кондаки; из кондаков оставляется на "Славу" обычно наиболее важный по отношению к данному дню кондак— празднуемого святого или (в период пения Триоди) кондак Триоди, затем на "И ныне" поется заключительный кондак — Богородичный или иной. Поются заключительными часто и Триодные кондаки. Предваряют всегда тропари Спасителю, Богоматери, Небесным силам. Когда на будничных службах нет ни воскресного (которого не может быть), ни праздничного (который может быть в предпразднство и попразднство) тропаря, пение начинается храмовыми или дневными тропарями. Иногда дневные тропари предваряют храмовые тропари в память святых.

 

Нагляднее это можно выразить в следующих схемах. Первая распределяет тропари по чину их, а вторая указывает, в какой последовательности они поются на литургии.

 

I. Тропари:

1) Спасителю,

2) Богоматери,

3) Небесным силам,

4) Пророкам и Предтече,

5) Апостолам и святителям,

6) Мученикам, преподобным, праведным,

7) Всем святым. (Так же распределяются и все кондаки.)

 

II. Тропари:

1) Воскресный или праздничный,

2) Храму Христову,

3) Храму Богородицы,

4) Храму святого,

5) Дневной (по дню седмицы),

6) Святых, коим правилась служба,

7) Заключительные кондаки. (Перед заключительными кондаками в таком же порядке поются иные кондаки.)

 

Замечания к первой схеме.

1. Первым тропарем может быть тропарь воскресный, праздничный (великого — двунадесятого и недвунадесятого — праздника и иного среднего и малого Господнего праздника, предпраз-днства и попразднства их). Кресту, Нерукотворенному Образу, на-вечерия двунадесятого праздника, воскресного дня Цветной Триоди.

 

2. Тропарь Богоматери может быть любого Ее праздника или предпразднства и попразднства или иконы.

 

3. Небесным силам может быть и общий тропарь и одному ангелу или архангелу.

 

4. Пророкам также может быть и общий тропарь и одному пророку, а также любому из праздников в память Иоанна Крестителя.

 

5. Тропари апостолов также бывают одному или многим. Сюда относятся и тропари свв. равноапостольных Константина и Елены, равноап. кн. Владимира, равноапостольной кн. Ольги, св. равноапостольной Нины, блгв. кн. Александра Невского, св. Марии Магдалины и тропари святителям, одному и многим.

 

6. В чин мученический входят также священномученики и великомученики, и преподобномученики, и исповедники — мужи и жены, и девы, и отроки. В эту группу относятся и тропари страстотерпцев князей Бориса и Глеба и царевича Димитрия Угличского. Тропарь преподобного или преподобных поется после мученического тропаря, а после тропаря преподобных—тропарь праведных и блаженных.

 

7. Тропарь Всем святым в субботние дни поется первым среди тропарей других святых, которые под числом в Минее. Когда нет какого-либо из всех этих тропарей, остальные тропари сохраняют этот порядок, не нарушая общей стройности.

 

Замечания ко второй схеме.

1. Каждый из восьми гласовых воскресных тропарей поется только в воскресный день и всегда первым. Не поется он со своими гласовыми песнопениями в Пасхальную седмицу, в дни Господних двунадесятых праздников, когда вообще ничто из его гла-совой службы не поется. Вместе с гласовыми своими песнопениями он поется в седмичные дни на послепасхальных неделях до Вознесения, как праздничный. В воскресный день на литургии воскресный тропарь предваряет другие праздничные тропари — Богородичных двунадесятых праздников и их предпразднств и попразднств, навечерий Рождества Христова и Богоявления, тропари Креста, Нерукотворенного Образа, иных великих и средних и малых Господних и Богородичных праздников, тропари Недель Фоминой и Мироносицкой, Преполовения Пятидесятницы. С тропарями Господних двунадесятых праздников воскресный тропарь соединяется только в попразднства и отдания этих праздников как предваряющий.

 

2. Тропарь храму Христову, т. е. любого Господнего праздника двунадесятого или из малых, Святой Троице, Животворящему Кресту или Нерукотворенному Образу, поется только тогда, когда нет ни воскресного, ни иного праздничного (Господнего праздника) тропаря. Не поется он в Господне предпразднство и попразднство. При праздничном тропаре Богородице и в Богородичное предпразднство и попразднство тропарь храму Христову в Христове храме должен петься первым, прежде праздничного тропаря Богородице. Когда храм не в честь Господа Иисуса Христа, но имеет и другой престол, тогда первым будет один из следующих по чину тропарей, если нет тропарей праздничных Господних, ни Богородице, ни храму Богородицы.

 

3. Тропарь храму Богородицы в Богородичных храмах также никогда не поется, если есть иной тропарь праздника или предпразднства и попразднства Богородице или в честь Ее иконы. Подобно иным праздничным он поется вслед за тропарем воскресным или Господнего праздника. Бывает он и предваряющим, если нет тропаря ни воскресного, ни Господнего праздника, ни тропаря храма Христова. Не поется он и в Богородичное предпразднство и попразднство, но поется в предпразднства и попразднства Господних праздников. Однако последнее бывает не всегда. Так, например, в попразднство Рождества Христова тропарь храму Богородицы не поется, поскольку в праздничном Рождественском кондаке тоже прославляется Матерь Божия. На седмичной литургии в среду и пятницу тропарь храма Богородицы поется после тропаря Кресту.

 

4. Тропарь храму святого поется и на воскресных службах, когда нет соединения службы воскресной со службой бденного святого; поется и в малые праздники святых, когда служба с полиелеем или со славословием. Не поется в малые Господни и Богородичные праздники. Сообразуясь с первой схемой, на седмичных службах тропарь храмового святого уступает место тропарю больших святых и предваряет тропарь меньшего святого. Так, храмовой тропарь Небесных воинств, или Архистратига Михаила, или Архангела Гавриила при отсутствии тропаря храму Христову и храму Богородицы вне предпразднства и попразднства поется первым на седмичной литургии во вторник и в четверг, исключается в понедельник и поется вторым в среду и пятницу. Храмовой тропарь пророку или Предтече Иоанну или праздника Предтечи в тех же условиях поется вторым в понедельник, среду, пятницу, исключается во вторник и поется первым в четверг. Храмовые тропари апостола и святителя поются всегда после дневных и исключаются из пения в четверг. Храмовые тропари мучеников и преподобных поются во все седмичные дни, кроме субботней литургии, тоже после дневных тропарей. (Храмовые тропари и кондаки святых исключаются в некоторые седмичные дни вне предпразднств и попразднств, потому что они бывают тождественны тропарям и кондакам дневным. А когда (как, например, в предпразднства и попразднства) не поются дневные тропари, нет оснований исключать в седмичные дни тропари и кондаки храмовых святых. Исключением может быть суббота так как она является как бы отданием седмицы, и поэтому в субботу при совпадении с предпразднством и попразднством может быть сокращение числа тропарей и кондаков.)

 

5. Дневные тропари и кондаки поются в седмичные дни, когда нет праздничных тропарей (никакого праздника Господнего или Богородицы или святых ни с каким красным календарным знаком), ни предпразднства, ни попразднства. Тропарь Небесных воинств в понедельник при отсутствии храмовых тропарей Христу и Богородице в храме святых поется первым и исключает храмовой тропарь в храме Ангелов. Тропарь Предтечи во вторник также поется первым при отсутствии тропарей храму Христову и храму Богородицы и исключает храмовой тропарь Предтечи или его праздников, но только не в храме Ангелов. В храме Ангела или Ангелов дневной тропарь Предтечи поется после храмового тропаря Небесных воинств, в храмах святых без тропарей храму Христову или храму Богородицы он поется впереди тропаря храмовых святых. Тропарь Кресту в среду и пяток всегда поется первым и исключает всегда тропарь храму Христову, предваряя тропарь храму Богородицы, если таковой имеется. Два тропаря в четверг — апостолам и Святителю Николаю — поются после храмовых Небесным силам, пророку, Предтече и впереди храмовых тропарей мученику или преподобному, праведным, исключая храмовые тропари апостола или апостолов и святителя или святителей. Первый субботний тропарь Всем святым поется первым в храмах святых, если нет тропарей храму Христову или Богородицы, и повсеместно исключает все тропари храмовых святых. Второй субботний тропарь—заупокойный—поется только в тех случаях, когда нет в Минее тропарей в память святых, которым совершается в данный день служба.

 

6. В седмичные дни служба святых под числом в Минее или в Триоди без предпразднства и попразднства может быть отправлена и без Октоиха или с малым из Октоиха добавлением. (Так бывает и с черным знаком, и в первую великопостную субботу в память св. вмч. Феодора Тирона.) Тогда может иногда и не быть дневного тропаря, и тропарь святых, коим правилась служба, может быть и первым и единственным даже в субботу (указания бывают на ряду), но обычно в седмичные дни тропари святых, которым правилась служба, поются вне предпразднства и попразднства после дневных тропарей, а в предпразднство и попразднство после тропаря храмового святого. Здесь может быть под числом и не один тропарь. Когда служба правится нескольким святым из Минеи, то в литургийном пении эти тропари следуют по первой схеме. Если у одного пророка или мученика особые тропари, то общий тропарь другого пророка или мученика уступает место особому тропарю. Тропари под числом никогда не поются впереди дневных тропарей. В малые праздники святых в данное число месяца, когда им совершалась служба, их тропари, так же как и в седмичные дни, поются вслед за храмовыми или другими праздничными тропарями; так и в предпразднства и попразднства.

 

Если к службе под числом присоединяется еще одна служба, то присоединяются на литургии и тропари этой службы. Так бывает и при соединении служб Минеи и Триоди или служб по одной Минее, но при соединении службы праздничной и святых (в предпразднства и попразднства). Но никогда не следует добавлять тропарей святым, служба которым не правилась. На заупокойных службах не поются никакие тропари святых. Также в службах святым не соединяются с тропарями святых под числом в Минее тропари заупокойные. При тропарях под числом исключается и субботний заупокойный тропарь.

 

7. После исполнения в таком же порядке, как пелись тропари данного дня, всех кондаков, поются заключительные кондаки. При соединении праздников Господнего и Богородичного, когда нет тропарей и кондаков святых, поются на "Славе" кондак Христова праздника, а на "И ныне" — кондак Богородичного праздника. Обычно на "Славу" оставляется кондак бденного или полиелейного святого или кондак Триоди. В седмичные дни поется на "Славе" в предпразднство и попразднство последний кондак святых, а без предпразднства и попразднства в седмичные дни при пении дневных тропарей всегда поется заупокойный кондак "Со святыми упокой..." Никогда заупокойный кондак не поется на "И ныне", а также не поются на "И ныне" кондаки святых. Когда нет праздничного Спасителева или Богородичного кондака или храмового Богородичного кондака, то на "И ныне" может быть пропет и кондак храма Христова. В храмах Христовых в честь Воскресения Его заключительным кондаком может быть на "И ныне", даже и в седмичные дни, воскресный гласовой кондак. В пасхальное попразднство заключительным кондаком в воскресные дни бывает кондак Пасхи, а в седмичные послепасхальные дни заключительным кондаком на "И ныне" бывает кондак Триоди прошедшего воскресного дня, исполнявшийся в воскресенье на "Славе". Так поется иногда не в Богородичных храмах на "И ныне" и кондак воскресного дня Постной Триоди. В предпразднства и попразднства заключительным кондаком всегда бывает праздничный кондак, кроме особых уставных случаев. В обычные седмичные дни при дневных тропарях, когда нет кондаков храму Христову и храму Богородицы, как и в воскресные дни и в праздники святых, в храмах святым заключительным кондаком везде бывает общий Богородичный — "Предстательство христиан непостыдное..." Его не следует произвольно заменять никаким иным кондаком. Где и когда такая замена положена, об этом имеются указания в Уставе. Так, в исключительных случаях указывается пение на "И ныне" и кондака святых, как поется кондак мучеников на "И ныне" в субботние дни, или вместо кондака на "И ныне" поется Богородичен на заупокойных службах.

 

В заключение предлагаются небольшие примеры практического применения всего вышеизложенного.

 

1. В главном алтаре в честь Воскресения Христова в храме, называемом по имени одного из боковых алтарей — в память Чуда Архистратига Михаила, в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского, в воскресенье 23 ноября, совершается бденная служба — соединение службы воскресной, попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы и святого.

 

Последовательность тропарей и кондаков на литургии будет такая:

1) Тропарь воскресный гласа,

2) Тропарь праздника Введения во храм Богородицы,

3) Тропарь св.блгв. кн. Александра Невского,

4) Кондак воскресный гласа,

5) "Слава": кондак святого,

6) "И ныне": попразднственный Введенский кондак.

Храмовые тропари не поются. Тропарь храму Христову исключается по случаю воскресного дня, другой храмовой тропарь — Архангела — исключается ради службы великого святого. К данной службе за всенощной не добавлялись службы другим святым сего дня, поэтому нет и на литургии никаких других тропарей и кондаков другим святым.

 

2. В том же алтаре того же храма совершается в следующий день, в понедельник 24 ноября, служба в день памяти св. вмц. Екатерины вместе со службой св. вмч. Меркурию и с той же попразднственной службой. Сочетание тропарей и кондаков на литургии будет другое:

1 ) Тропарь храмовой — Обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме (каковым заменяется пасхальный),

2) Тропарь праздника Введения Богородицы во храм,

3) Тропарь храмового святого — Архистратига Михаила,

4) Тропарь св. вмц. Екатерины,

5) Тропарь св. вмч. Меркурия,

6) Кондак св. вмц. Екатерины,

7) "Слава": кондак св. вмч. Меркурия,

8) "И ныне": кондак попразднства Введения.

В этом примере поем в качестве храмового не воскресный тропарь, а тропарь Обновления. В Богородичное попразднство не исключаются тропарь и кондак храма Христова. Не пропели кондак храму Христову потому, что его заменил заключительный кондак праздника. (Вне предпразднства и попразднства его заменил бы — тоже в качестве заключительного — воскресный гласовой кондак.) Отсутствуют по случаю попразднства дневные тропарь и кондак "Небесных воинств Архистратизи...", а поэтому поется "Небесных воинств Архистратиже...", т. е. тропарь храмового святого. Мог бы быть пропетым на "Славе" и кондак Архистратигу Михаилу, но его исключили лишь потому, что исключили и более главный—Христов храмовой кондак.

 

Тропарь св. вмц. Екатерины поется прежде тропаря вмч. Меркурия, потому что это особый тропарь, а у св. Меркурия — тропарь общий мучеников. Если бы служба св. Екатерине была полиелейной, тогда на "Славе" был бы кондак ей, но Устав в седмичные дни велит петь на "Славе" кондак второго святого. В бденную службу не было бы ни тропаря, ни кондака храмового святого. Ради попразднства нет дневных тропаря и кондака, поэтому нет пения и заупокойного кондака да "Славе".

 

3. Возьмем еще один пример — будничной службы без предпразднства и попразднства. Предположим, что в том же храме совершается будничная служба, но не в главном приделе, а в боковом — в честь Чуда Архистратига Михаила, каковой придел есть храмовой, в четверг 4 декабря, в день памяти св. вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина. Служба с Октоихом, без полиелея и без славословия.

 

В таком случае мы имеем один храмовой тропарь и один храмовой кондак — Архангела. Тропарь и кондак Воскресенского алтаря уже не поем. Без полиелея и славословия с пением Октоиха мы должны иметь и дневные тропарь и кондак (их в четверг — два). Два тропаря и под числом в Минее. Когда нет второму святому в Минее тропаря, то в седмичные дни, кроме субботы (тем более, если один святой), нужно петь тропарь общий.

 

Итак, порядок пения тропарей и кондаков будет в этом примере такой:

1 ) Храмовой тропарь Архангела,

2) Дневной тропарь апостолам,

3) Дневной тропарь Святителю Николаю,

4) Тропарь св. вмц. Варваре,

5) Тропарь преподобного исповедника общий,

6) Храмовой кондак Архангела,

7) Дневной кондак апостолам,

8) Дневной кондак Святителю Николаю,

9) Кондак св. вмц. Варваре,

10) Кондак преп. Иоанну Дамаскину,

11) "Слава": "Со святыми упокой...",

12) "И ныне": "Предстательство христиан непостыдное..."

 

Рассмотрим возможные варианты в зависимости от типа службы в том же храме и приделе в тот же день и число.

 

При полиелейной и славословной службах не пелись бы дневные тропари и кондаки и заупокойный кондак на "Славе". При славословии на "Славе" будет кондак второго святого, а при полиелее — кондак святого полиелейного. Так и тропарь полиелейного святого будет первым после храмового.

 

При бденной службе исключаются тропарь и кондак храмового святого и может быть исключена вторая служба вместе с тропарем и кондаком ее.

 

При совершении службы в главном алтаре — Воскресенском, предваряющим во всех случаях будет тропарь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а заключительным кондаком будет или воскресный гласовой кондак или кондак Обновления храма Воскресения Христова.

 

Таковы уставные указания Типикона о пении тропарей и кондаков на литургии.

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz