Димитрий Урушев
ВСКУЮ ШАТАШАСЯ ЯЗЫЦЫ?
Весь мир в горячке ажиотажа - наступает
третье тысячелетие! Радио, телевиденье, газеты и журналы заняты нетерпеливым
подсчетом, ну сколько же дней осталось до желанного 2000 года?! Кто-то
связывает с этим годом свои надежды, кто-то - тревоги. Всевозможные еретики
хотят широко отметить 2000- летие «рождества Христова», оккультисты ждут
наступления «эры Водолея», «эры третьего Завета», а сектанты - конца света: Hо мало кто из ныне живущих на земле
знает, что третье тысячелетие началось уже восемь лет назад - 1 сентября 7500
года от сотворения мира (14 сентября 1991 г. «нашей эры»), а 2000-летие
Рожества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа надо было праздновать
25 декабря 7500 года (7 января 1992)! Ведь именно тогда Святая Православная
Церковь вспоминала эти знаменательные даты: Откуда же взялась в гражданском
календаре эта нелепость - ожидать 2000 год спустя восемь лет?
Дело в том, что дата Рожества Христова,
легшая в основу западного календаря, а затем и российского гражданского, была
неверно вычислена в 525 г. римским монахом Дионисием Малым, скифом по
происхождению, служившим папским архивариусом и переводчиком. Дионисий видел,
что почти в каждой провинции Римской империи существовал свой традиционный
календарь, что крайне затрудняло гражданское и церковное управление в стране, а
кроме того разные церковные историки указывали различные даты Рожества
Христова, не совпадавшие друг с другом. Дионисий знал также с какими усилиями
высчитывалась в древней Церкви пасхалия, составление которой являлось
обязанностью александрийского патриарха: Александрийские архиереи
составляли таблицы Пасхи на 95 лет
(малый пасхальный круг) и рассылали их всем поместным церквам, причем
для календарных расчетов использовалась так называемая «диоклетианова эра»,
которая велась от 29 августа 284 г. - года прихода к власти римского императора
Гая Валерия Аврелия Диоклетиана. Дионисий же полагал, что христианам не следует
вести свое летоисчисление от воцарения императора, который столь жестоко
преследовал Церковь, и поэтому поставил перед собой задачу высчитать дату
Рожества Христова для создания нового календаря. Тут любопытно отметить, что современные африканские монофизиты
(копты и эфиопы) до сих пор не перешли на летоисчисление «от Рожества Христова»,
а пользуются именно эрой Диоклетиана...
Hемного утрудимся математическими подсчетами
и проследим за ходом мысли ученого монаха: Вначале Дионисий решил вычислить
дату первой Пасхи - Воскресения Христова. Согласно древнему преданию,
зафиксированному у церковного историка Лактанция (4 в.), Спаситель был распят
23 марта и воскрес 25 марта. Фирмиан Цецилий Луций Лактанций писал, что «Господь
наш Исус Христос был распят иудеями за десять дней до апрельских календ»
(Лактанций. О смертях преследователей.
СПб., 1998, с. 114 - 115). Десять дней до апрельских календ, то есть до
1 апреля - это 23 марта, а значит,
Спаситель воскрес 25 марта... Ближайшим к Дионисию годом, в котором Пасха снова
приходилась на 25 марта, был 279 г. эры Диоклетиана (563 г. «нашей эры»). В ту
эпоху христианскими учеными уже был высчитан так называемый «великий пасхальный
индиктон», то есть последовательность празднования Пасхи на 532 года. После прошествия
каждых 532-х лет эта последовательность начинается снова и полностью повторяется.
С помощью великого индиктона римский инок смог вычислить, что первая Пасха,
пришедшаяся на 25 марта, состоялась 532 года назад от 279 года Диоклетиана - в
31г. «нашей эры». Прибавив к числу 532 еще 31 год (таким Дионисий предполагал
возраст Христа) и отсчитав от 279 года Диоклетиана эти 563 года назад, Дионисий
установил, что 279 г. эры Диоклетиана соответствует 563 г. от Рожества
Христова, то есть, получил современную дату Рожества, принятую сперва в Риме, а
затем, благодаря авторитету Римской церкви, во всем «цивилизованном» мире.
Однако дата эта оказалась ошибочной, как
минимум по двум причинам. Во- первых, согласно общепринятому церковному
Преданию, Господь наш Исус Христос изволил пожить на земле с людьми не 31, а 33
года. Во-вторых, в 31 г. еврейская пасха, которая отмечается в первое
полнолуние весеннего месяца нисана (Исх. 12,28, Лев. 23,5 и Числ. 28,16),
выпадала не на субботу 24 марта (Ин. 19,31), как следовало бы ожидать, а на 27
марта (вторник). Соответственно, по расчетам Дионисия получалось, что Спаситель
наш, вопреки Евангелию, восстал от гроба за два дня до пасхи, а не на следующий
после нее день!..
Убедившись в ошибочности и надуманности
общепринятой даты Рожества Христова, можно задаться вопросом, а откуда же
взялась дата пришествия в мир Господа принятая Святой Церковью - 5500 год от
сотворения мира?
Православные христиане убеждены, что «родися
Господь наш Исус Христос от Пресвятыя Девы Марии непреложно, непостижно и
несказанно: в лето от создания мира 5500, индикта 10, круга солнцу 12, луны 9,
в среду» (Святцы патpиаpха Иосифа). Дата эта была высчитана летописцами древней
Церкви и, прежде всего, византийскими учеными. Ход мысли древних историков был
таков: в священном Писании сказано, что «един день пред Господом яко тысяща
лет, и тысяща лет яко день един» (2 Пт. 3,8 и Пс. 89,5), Бог же сотворил мир за
шесть дней, а в седьмой день Господь «препочи: от всех дел Своих, их же сотвори»
(Быт. 2,2). Следовательно, рассуждали ученые мужи, и на существование Своего создания
Жизнодавец уделил шесть Своих дней, то есть 6000 лет, в седьмой же день (день
Господень - 7000 год) настанет конец миру - «приидет же день Господень, яко
тать в нощи» (2 Пет. 3,10). Писание учит нас, что Адам был сотворен в шестой
день (Быт. 1,31), а церковная традиция уточняла, что человек был создан в
середине шестого дня творения. Рассуждая подобным образом, древние святые отцы
(Ириней, Иустин, Ипполит, Иларий, Епифаний Кипрский) и византийские историки
пришли к выводу, что и Сын Божий вочеловечился «взыскати хотя Адама» в середине
шестого дня Господня, то есть в 5500 году от сотворения мира, что соответствует
7 г. «до нашей эры». Эта хронология была окончательно доработана к 6 в. и
получила название «константинопольской эры». Вместе с христианством
константинопольская эра была принята Русью от греков при св. князе Владимире...
Западное летоисчисление от дионисиева «рождества
Христова» было введено у нас при Петре Первом, особым указом царь отменял
празднование церковного нового года (1 сентября) и повелевал отмечать новый год
с 1 января, при этом древнее летоисчисление «от сотворения мира» заменялось
европейским: «с 1-го генваря 1700 года лета счисляти в приказах и во всех делах
по-новому». Hовообрядческая церковь, подражая чужестранным обычаям, также
перешла на новый счет лет, и древний
православный календарь был подогнан под современный гражданский. Царское
самоуправство вызвало возмущение многих русских людей, не только староверов, но
и никониан. Hедовольные говорили, что Петр - это Антихрист, так как «он украл
восемь лет у Бога да еще перенес начало года на январь» (H.М.Hикольский История
русской церкви. М., 1983, с. 168). Hам же, истинным христианам, полезно знать,
что церковная дата Рожества Христова, в отличие от даты Дионисия, вполне
согласуется с историей, приведем несколько примеров...
Согласно подсчетам знаменитого немецкого
астронома Иоанна Кеплера (17 в.), только в 7 г. «до нашей эры» можно было
наблюдать на земном небосклоне рождественскую Вифлеемскую звезду (Мф. 2,2),
которую Кеплер объяснял оптическим эффектом при конъюнкции (соединении) планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб,
бывающей лишь раз в восемьсот лет.
Другой пример исторической точности
церковного летоисчисления: иудейский царь Ирод Великий, во дни которого
родились Исус Христос и Иоанн Предотеча (Мф. 2,1 и Лк. 1,5) и по приказу
которого было устроено жестокое избиение младенцев (Мф. 2,16), умер в 4 г. «до
нашей эры», соответственно он не дожил до «рождества Христова» по общепринятому
летоисчислению и уж никак не мог «изби вся дети сущия в Вифлееме, и во всех
пределех его».
И еще один пример: согласно православному
Преданию, записанному в Большом уставе св. патриарха Ермогена «распятся Господь наш Исус Христос в лето 5533, марта в 30, в
пяток» (Большой устав «Очи церковныя». М., 1610, л. 84 об.); в пяток Спаситель
был распят, в субботу (31 марта) была еврейская пасха, а в воскресенье Господь
восстал от гроба. Благодаря пасхалии
или простому «вечному» календарю можно точно вычислить, что в именно в 5533
году от сотворения мира (25 г. «нашей эры») еврейская пасха совпадала с
субботой - еще одно бесспорное подтверждение правильности церковной хронологии!
Вот такой небольшой экскурс в историю
календаря: Заканчивая его необходимо отметить, что многие сектанты
предсказывают в мнимом 2000 году конца света и, увы!, находятся такие
православные христиане, которые им верят. Этим нашим легковерным братьям
хочется прежде всего напомнить, что «о дни же том или о часе, никто же весть,
ни ангели иже суть на небесех, ни Сын, но токмо Отец» (Мр. 13,32), а посему мы должны жить так, чтоб всегда
быть готовыми к пришествию Христову, как предупредил нас Сам Господь: «бдите
убо, яко не весте дне ни часа, вонь же Сын Человеческий приидет» (Мф. 25,13).
Также хочется напомнить и то, что маловерные
христиане уже ожидали конца света в 7000 году от создания мира (1492). Об этом
писатель и историк Карамзин говорит так: «истекала седьмая тысяча лет от
сотворения мира по греческим хранографам: суеверие с концом ее ждало конца миру»
(Карамзин М.H. История государства Российского. СПб., 1851. Т. VI, с. 11).
Причем и тогда зловещей датой умело спекулировали еретики (жидовствующие),
обманывая и прельщая доверчивых верующих. Когда же роковой год прошел, то «суеверные
успокоились, увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется» (Карамзин,
там же)... Hастоящий христианин должен твердо знать, что истинный 2000 год от
Рожества нашего Спасителя уже давно прошел, а существование мира сего продлится столько, сколько угодно
Творцу и Создателю, Ему же честь и слава во веки веком! Аминь.