ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
БОГОСЛОВИЕ 3/98
------------------------------------------------------------------------
Советы старостам
Статья А. Н. Стрижева, предлагаемая вниманию наших читателей, представляет
собой первый опыт описания сложившейся в России практики украшения храмов
цветами. Насколько нам известно, ранее публикаций на эту тему не было.
Надеемся, что и священнослужители, и члены Приходских советов, и прихожане
найдут в ней много интересного и полезного.
"Остатки
рая на земле"
Растения в
русском церковном обиходе
------------------------------------------------------------------------
И рече Бог: да прорастит земля
былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее
плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако.
Быт. 1, 11
О растениях в Священном Писании говорится прикровенно. Растениям уподоблены
дети богобоязненных родителей, возрастающие в свежих своих силах. В 127-м
псалме читаем: "Сынове твои яко новосаждения масличная". В 143-м
псалме этот же образ возникает вновь: "Ихже сынове их яко новосаждения
водруженая в юности своей".
Растению уподоблен и благочестивый человек. В 3-м стихе Предначинательного
псалма о праведнике читаем: "И будет яко древо, насажденное при исходищих
вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет. И вся, елика аще
творит, успеет". Растениями чуждыми, произросшими от чуждой лозы, не Богом
насажденной, являются носители языческих нравов и обычаев. В Новом Завете
Господь сказал: "Всяк сад, егоже не насади Отец Мой Небесный,
искоренится" (Мф. 15, 13).
Растения дышат, оживотворяясь Духом Божиим, набираются сил, расцветают и
плодоносят. В своем замечательном трактате "Дух, душа, тело"
архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий; † 1961) засвидетельствовал одухотворенность
не только животных, но и растений. Владыка, в частности, писал: "Если так
очевидно, что временная смерть семян и животных не мешает тому, чтобы снова
возникла в них жизнь, то не имеем ли мы права утверждать, что это возможно без
проявления в них какой-то неведомой нам силы, жизненной энергии, совершенно не
поддающейся воздействию вредных агентов, уничтожающих жизнь семян и растений? А
такая энергия, конечно, может быть только духовной энергией, животворящей силой
Святого Духа".
Архиепископ Лука, наделенный благодатной прозорливостью и научным дерзновением,
был еще и художником мысли. Вот нарисованная им духовная картинка цветущего
луга: "Вечером на цветущем лугу все множество цветов поворачивается к
солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпают,
чтобы утром, повернувшись на восток, опять встретить его утренней радостной
молитвой... Благоухание цветов - это фимиам Богу. Цветы - кадильницы"
(Войно-Ясенецкий Лука, архиепископ. Дух, душа, тело. М., 1993. С. 74, 77).
Цветы и зелень в убранстве храма
Благочестивые люди исстари приносили и теперь приносят в храмы живые цветы и
зелень. Их назначение - благоукрасить сей Дом Божий творениями Творца, выказать
свою радость и умиление перед святынями. Цветами украшают царские врата,
плащаницу, выносной крест и выносную свечу; цветами же выделяют особо чтимые
иконы и икону праздника, ими же обрамляют пасхальное восклицание "Христосъ
воскресе!" Архиерейский трон и владычный орлец также украшают цветами.
За века сложился свой, православный подход к выбору цветов и их сочетанию.
Местные вкусы могут быть различными, особенно в композиции, но неизменно одно -
благоговейное рвение, с которым церковнослужители и прихожане берутся за это
дело.
Разумеется, подбор растений во многом связан с тем или иным сезоном, с
своеобразием местности и возможностями. И все же определилась и выдерживается в
аранжировке своя традиция. Так, после Крестопоклонной недели, начинающей
четвертую седмицу Великого поста, в растительные композиции вводится красный
цвет - знак приближающихся Страстей Христовых. На Преображение господствует
белый цвет. Богородичным иконам полагаются в украшение цветы светлых колеров,
но подойдут и голубые, и синие. Ленту вплетают голубую, под стать чистоте
Небесной. К дням Архангела Гавриила - а их отмечают в году два раза, 26 марта и
13 июля, - его икону наряжают лилиями, в старину их называли кринами.
Благоуханные крины напоминают нам о Приснодеве Марии, Которой в Назарете
Архангел Гавриил возвестил о рождении Спасителя мира.
Живые цветы, естественно, требуют присмотра и ухода. Чтобы они не увядали
подольше, их сразу же после срезки держат в воде. Перед расстановкой в храме
стебли растений укорачивают: новый срез также способствует лучшей сохранности
этого нежного материала. Обрезают стебли в воде, дабы не подсыхали пучки
проводящих волокон. Ведерки, поставцы, плошки - вот в чем надлежит держать
цветы в храме. Емкости с водой декорируют шелковыми лентами, бумагой, ветками
туи, вайями папоротника. Чтобы убрать цветами крупную по размерам икону, по ее
периметру устраивают дощатую раму, на которую и крепятся сосуды с водой. За
цветами и декором они не видны. Такой способ крепления практикуется, в
частности, в Пюхтицком монастыре, где цветочная аранжировка и умение находить
соответствующие технические решения вызывают постоянное восхищение паломников.
Какие цветы пригодны для храма? На этот вопрос можно ответить кратко - все, что
красивы и благоуханны. Розы, пионы, ирисы, георгины, гладиолусы, астры,
хризантемы, а из дикорастущих - примулы, ландыши, купальницы-жарки,
бессмертники-иммортели, золотарники. Пышные цветочные растения либо выращивают
в монастырских и церковных оранжереях, либо берут с грунта в садах. Принимаются
и приношения от прихожан.
Не для храма растения сомнительного достоинства. Взять, к примеру, багульник,
по-другому - рододендрон. Его цветущие ветки испускают тяжелый, пьянящий запах.
По этой же причине не подойдут для украшения полынь, пижма, конопля, душистый
табак. Не приличествуют святому месту ядовитые растения: чемерица, ясенец,
акониты, белена, волчье лыко (дафна). Колючие травы и ветки кустарников вроде
боярышника, акации, терновника тоже неуместны в храме. Исключаются из обихода и
так называемые колдовские травы, за которыми молва закрепила отрицательный
сакральный смысл. Речь идет о дербеннике иволистном, известном как
плакун-трава, кувшинке (одолень-трава), кошачьей лапке (нечуй-ветер).
Благоговейно, тактично подходят к выбору цветов и зелени, предназначенных для
разбрасывания по дорожке, украшаемой по случаю особого церковного торжества: к
выносу чтимой иконы, а также по случаю приезда высокого духовного лица -
Святейшего Патриарха или архиерея. Умельцы выкладывают дорожку символами в виде
Херувимов, тут уж надо владеть особым искусством подбирать нужные цветы.
Украшение орлеца тоже дело непростое. Здесь издавна определился губернский
стиль: в каждой губернии орлец украшали цветами по-своему. Заметим, что
своеобразие стилей монастырских аранжировок тоже определилось давно.
Внимательный взор отличит своеобразие цветочного убранства храмов Новоспасского
монастыря от убранства в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Искусство составлять букеты тоже непростое. Требуются умение, сноровка и вкус,
чтобы букет приличествовал своему назначению. А оно может быть самым
разнообразным, как в самом храме, так и за его пределами - в трапезной,
сторожке, в доме духовного лица или в воскресной школе. Разумеется, обращают
внимание и на сочетание букета с вазой, на соответствие всего этого окружающей
обстановке.
В букете обычно главенствуют теплые тона: пурпурный, оранжевый, желтый и
желто-зеленые колеры. Их зрительное воздействие будет определяющим. Холодные
тона - синий, фиолетовый, сине-фиолетовый и сине-зеленый играют подчиненную
роль. Замечу, что фиолетовый цвет издавна считается архиерейским, церковным.
Белая и черная краски - нейтральные, ими в букете освещают, подчеркивают другие
тона. Кстати, растения никогда не окрашены в черный цвет, "черный" -
всего-навсего густо насыщенный красный или фиолетовый цвет. Именно таковы
черные тюльпаны и гладиолусы.
Праздничные белые букеты смотрятся умилительно, торжественно. Вяжут их из
пышных пионов, георгинов, хризантем и роз. Естественно, у роз предварительно
удаляют шипы. Букет сирени ставят лишь в просторном храме, иначе ее сильный
запах заглушит благовония. Это же относится и к жасмину и, разумеется, к
черемухе.
В многоцветный букет включают так называемый центр интереса - изящное,
оригинальное по величине и форме цветовое пятно. Им может быть одна красивая
роза или пион. Располагают "центр интереса" несколько выше середины
общей высоты букета. Вокруг оси букета группируют в ритмическом порядке другие
цветы. Помещают их на таком уровне, чтобы они открывались взору с самых
прелестных сторон. Так, ежели лепестки внутри венчика окрашены лучше, чем
снаружи, то именно венчики и должны быть на уровне глаз. Если цветы повернуты
зевом кверху, как у маков, или если их соцветия распростерты горизонтально, как
у ромашки-нивянки, то такие цветы ставят в букете ниже уровня глаз: так они
смотрятся благолепнее. Не сочетаются в букете цветы совершенно разных мест
произрастания, вроде колокольчиков и георгинов, орхидей и анютиных глазок. Не
следует смешивать полевые цветы с пышными садовыми. В отдельных букетах они
привлекательнее. Фиалки, дубравные ветреницы, ландыши, а летом васильки,
бессмертники (иммортели), поставленные в маленьких сосудах, привлекут внимание
своим трогательным, застенчивым обликом.
Опрятный, выразительный букет лишнего не содержит. Если композиция ведется на
основе прямых, устремленных ввысь растений - дельфиниума, наперстянки и им
подобных, то верх этих цветов ничем другим не заслоняется. Еще свободнее ставят
высокие растения, имеющие крупные соцветия, например гладиолусы и георгины. У
них лучше не загораживать и стебель. Дорогие и редкие цветы - розы и орхидеи -
хорошо смотрятся и в небольшом количестве, даже в одиночку.
Для смягчения основных красок в букет добавляют ажурные травы и папоротники. К
цветам с мелкими лепестками больше подойдут ветки с маленькими листочками; с
растениями, имеющими крупные лепестки, хорошо сочетаются широколистные травы. А
чтобы высокие цветы полнее гармонировали с сосудом, в котором им определено стоять,
в букет добавляют растения плакучих, ниспадающих форм. Естественное
расположение растений - основной принцип любой цветочной композиции. Потому-то
небольшой букет подбирают из нечетного количества цветов - легче избежать
симметрии.
Обеденный стол в трапезной украшают невысоким букетом, чтобы он не мешал вкушающим видеть друг друга. На приемах и собеседованиях поступают так же. И еще один узелок на память: темные комнаты заметно оживают от желтых цветов, а светлые - от синих и сиреневых.
В помещениях вне храма к букету соответственно подбирается и ваза, впрочем, ее
роль всегда подчиненная. Кричащие расцветки, неизящный рисунок, замысловатость
формы, неустойчивость - самые большие пороки сосуда. Лучше всего брать вазы
простых форм и неброского рисунка из керамики, дымчатого стекла, фарфора,
фаянса и даже металла. Привлекательны вазочки из плетеных прутьев или соломки.
Для вытянутых цветов нужна высокая ваза; короткому, объемному букету подстать
низкий, широкий сосуд.
Срезать цветы для букета, венков и гирлянд лучше утром или вечером, днем они
утомлены. Стебли срезают наискось и только отточенным ножом, ножницами лучше не
пользоваться: они заминают срез, портят волокнистые пучки. Срезанные цветы
сразу же помещают в глубокое ведро с водой, не давая им подвянуть на воздухе.
Стебли маков, гортензий, пионов и георгинов полезно подержать срезом над
пламенем свечи: выступивший сок пропадет и закупорки проводящих пучков не
получится. Одревесневшие стебли сирени, жасмина, флоксов и хризантем расщепляют
на полвершка в комле (2 см) или расплющивают молотком, иначе они плохо
впитывают влагу.
Ежели цветы подвяли, то, обновив срезы, их немедленно по самые головки
погружают в теплую воду, пока цветы вновь не обретут свежесть. Затем их ставят
в воду обычной температуры. За букетом надо ежедневно ухаживать: менять в
сосуде воду, обрезать концы стеблей (желательно это делать в воде), иногда в
вазу кладут кусочек сахара. Многие цветы не выносят соседства ландышей, ирисов,
гвоздик и левкоев. Эти растения обычно держат отдельно.
В ряду непригодных для храма трав будут в первую очередь ядовитые и
отталкивающие, такие, как лютики, белена, татарники, репейники, сорняки - злые
былия. Полынь и пижма чадят тяжелым запахом и тоже непригодны - перебивают запах
ладана при каждении.
Растения вокруг храма
Уже на подходе к храму благочестивые люди настраиваются на созерцательность и
молитвенное стояние в Доме Божием. Наши предки ставили церкви на самом видном
месте: на пригорке у изгиба реки, возле рощи, в середине села. В городе, само
собой, что ни урочище, то приход во главе с храмом. Богомольцы, притекающие к
храму, еще на подходе к нему должны почувствовать лепоту рукотворную: чем ближе
церковная ограда, тем шире дорожка, да и сама ограда не глухая, а в просветах
крестов, ежели сложена из кирпича, либо помечена крестами. Над святыми вратами
высится луковка, увенчанная опять же крестом - символом нашего спасения. Чуть
пониже, перед образом, полагается быть лампаде: теплится, мерцает, душу
согревает. Вдоль ограды иногда сажают кустарники, чаще всего боярышник, спирею,
чубушник-жасмин. Те из них, что поддаются стрижке, подстрижены.
Перекрестившись у святых врат, прихожане входят в пространство, окружающее
храм. Убранство этого пространства как земли сакральной и вовсе благолепное.
Кругом намоленная церковная земля. Зачастую здесь похоронены священнослужители,
храмоздатели, почетные прихожане. Приходские кладбища-скудельницы возле
городских храмов перестали существовать с XVIII века. Более поздние захоронения
велись только с особого разрешения Священноначалия и светских властей.
Главная церковная дорожка обсажена рядами цветов, сияющих с весны до осени.
Весной тут радуют глаз подснежники - крокусы, галантусы, сциллы, за ними
примулы, нарциссы, маргаритки, анютины глазки, а далее - ирисы и тюльпаны. В
середине лета вспыхнут розы, раскроют свои голубые светелки колокольчики,
расцветут люпины. Начало августа отмечено цветеньем флоксов, ромашек,
георгинов, гладиолусов и мальв. Тогда же заблагоухают левкои и резеда. Осень
украсит обочины дорожек цветущими ноготками, хризантемами и шалфеем. Перед
самым снегом раскроются венчики многолетних астр. Они какое-то время и снега не
боятся.
Естественно, здесь перечислены лишь некоторые декоративные растения. Умелые
озеленители на месте могут подобрать более обширную палитру цветов. Цветами
помечают и дорожки для крестного хода. Поодаль могут быть каменистые горки.
Привлекательны цветы на каменистых горках. Камни в сочетании с цветущими и
декоративными растениями особенно живописны. И горки эти радуют людей с апреля
до октября.
Для устройства каменистой горки выбирают хорошо освещенное место, желательно с
южной или юго-восточной стороны. Горка - цветоводы иногда называют ее рокарием
- хорошо смотрится на фоне деревьев, ограды, на участке с неровным рельефом -
склоне, террасе.
Когда место выбрано, роют неглубокую яму (40-50 см), заполняют ее для дренажа
битым кирпичом, гравием, затем насыпают земляной холм и укладывают камни -
валуны, известняки, туфы. Куски кирпича не подойдут. Крупные камни располагают
ближе к вершине горки, мелкие - к ее основанию. Камни "затопляют" в
землю, чтобы они были устойчивыми и в то же время выглядели естественно. Между
камнями насыпают небольшой слой питательной смеси из дерновой, листовой земли и
песка (в соотношении 2 : 2 : 1).
Для посадки подойдут многие дикие и культурные растения, которые сочетаются с
уложенными камнями. Весной горку могут украсить белые подснежники, синие
сциллы, лиловые крокусы, розовые морозники. Красивы желтые адонисы и кремовые
анемоны, разноцветные примулы и фиалки.
В преддверии лета порадуют глаз дикие тюльпаны - красные, желтые, белые.
Впечатляют оранжевые купальницы-жарки, голубые карпатские колокольчики, синие
ирисы, огнистые гравилаты, бледно-розовые гвоздики. В середине лета буйно
зацветут голостебельные маки, знойное солнце надолго затеплит голубые и розовые
васильки. Осенью горка может быть украшена разноцветными хризантемами,
пунцовыми астрами, а также кустарниками с яркими плодами, например барбарисом,
или вечнозеленым можжевельником.
У основания горки крупными пятнами разводят незабудки, гвоздику-травянку,
очитки, дернистые флоксы, молодило.
Конечно же, размещая растения, берут во внимание время их цветения, требования
к свету, декоративные свойства и окраску. Надо поставить дело так, чтобы
растения расцветали во всей красе к большим православным праздникам: Вознесению
Господню, Троице, Петрову дню, Успению Божией Матери, церковному Новолетию,
Рождеству Богородицы, Воздвижению и Покрову. Такой подбор красиво цветущих
растений возможен. Лучше всего гармонируют контрастные цвета: желтый - с
фиолетовым, синий - с оранжевым. Если рядом оказались цветы с негармонирующей
окраской (желтая и оранжевая, фиолетовая и красная), их оттеняют белым,
нейтральным цветом.
На небольшой каменистой горке самые высокие растения лучше посадить ближе к ее
вершине, а более низкие разместить большими группами среди камней. Когда же
горка расположена на склоне, возле церковной ограды или каменной стены, высокие
растения располагают у ее основания, а низкие сажают ближе к вершине.
Лучшее время для посадки - конец августа - начало сентября, когда большинство
растений заканчивает цветение и рост. Хризантемы и астры, цветущие осенью,
высаживают весной, иначе на стужах они могут вымерзнуть.
Дикие растения, разводимые на горке, не потребуют особого ухода. Надо только
тщательно пропалывать сорняки, особенно пырей и осот, поливать из лейки с
ситечком и лишь в очень засушливую пору, да и то больше влаголюбивые растения -
ирисы, незабудки. Остальные могут довольствоваться дождями.
Отдельно надо сказать о фиалке - образе смирения - первой и самой необходимой
добродетели, основы всех добродетелей. Фиалка мало заметна среди других цветов,
ведь она как бы прижалась к земле. И все же тянется вверх, к свету, причем
красива и благовонна. Цветок, искони почитаемый православными.
Вся земля вокруг храма освящена, потому надлежит о ней и особо печься клиру и
прихожанам. Полотую травку тут не выкидывают, как это бывает на усадьбе, а
сберегают про запас. В заветах дивеевским инокиням преподобный Серафим
Саровский наставлял: "Землю с обеих сторон Рождественской церкви
непременно отгородите заборчиком: тут стопочки Царицы Небесной. Эта земля
святая! Не ходите по этой земле, а загородите ее. Даже скотинке не дозволяйте
ходить тут. А травку-то полите, да и то к себе в обитель ее уносите с этого
места, а так кидать не могите; травка эта святая, тут стопочки Царицы Небесной
прошли!" (Серафим (Чичагов), митрополит. Летопись Серафимо-Дивеевского
монастыря. М., 1992. С. 28).
Опрятная зеленая лужайка возле храма - тоже украшение немалое. "Трава
шелковая" - говорят в народе о злаках. Живые ковры и состоят из мятлика,
полевицы, овсяницы и тимофеевки. Закладывают лужайку по осени или весной. Грунт
вскапывают, разравнивают граблями, затем с помощью ручного катка укатывают.
Естественно, если грунт бедный, его предварительно сдабривают перегноем. Семена
сеют вразброс, заделывают граблями, снова прикатывают, а сверху присыпают
тонким слоем торфа или опилками. Поливают утром либо вечером из лейки с
ситечком (8 л на 1 кв. м).
Когда травы вырастут, их подкашивают, оставляя ворс высотой в вершок (4 см).
Стрижка лужайки способствует появлению прочной дернины и загущенному травостою.
Кроме сорняков с лужайки удаляют и такие лишние здесь растения, как подорожник,
спорыш, клевер. Скошенную траву и вырванные сорняки на лужайке не оставляют,
иначе, загнивая здесь, они подпортят дернину и травостой будет пятнистым.
Семена на посев берут с луга в начале августа либо закупают. Правильно
заложенная лужайка при хорошем уходе будет радовать глаз несколько лет
кряду.
***
Цветы-кадильницы возносят ароматами хвалу Творцу, славят Его своими чистыми
ликами. Они же напоминают нам об Эдеме, о райском вертограде, являясь
украшением природы - подножия Престола Божия. Недаром же святой праведный Иоанн
Кронштадтский сказал, что "цветы - это остатки рая на земле". В своей
книге "О Боге - Творце мира" батюшка Иоанн, назидая гордых,
напоминал: "Можно еще учиться смирению при виде красоты и нежности у
цветов и их скорого увядания, при виде красоты и стройности деревьев и их
падения под секирою человека или от напоров ветра. Хороши и нежны цветы, но
нечем им гордиться: они не свои, а Божии, и притом скоро увядают; прекрасны и
стройны деревья, но и им нечем похвалиться: Бог их и насадил, и напоил, и
возрастил. Точно так же и красивые люди и величественные мужи, как цветы
полевые и стройные дерева, - ничем не могут похвалиться: Божие творение - их
тело; ничего в нем нет у них своего; Бог его возрастил и дал пищу и питье для
его питания; о душе и говорить нечего, она также - вся Божия. Да притом и цветы
и деревья одинаково падают, хотя одне живут меньше, а другие больше. Так и
люди, каковы бы они ни были, все падут под секирою смерти" (ПСС., СПб.,
1911. Т. 1. С. 59-60).
А. СТРИЖЕВ