Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию. [Содержание]
Глава третья
СЫН БОЖИЙ - СПАСИТЕЛЬ МИРА И СПАСЕНИЕ
(По данным литургического богословия)
ПРЕДИСЛОВИЕДля каждого человека нормой бытия является непременное соединение души и тела с благодатной силой Божией. Благодать Божия есть душа человеческой души. Первые люди до грехопадения имели в себе эту невещественносветоносную силу Божиего существа. После же их падения человеческое естество разорвало связь со стихией Божественной силы, утратило полноту своей жизни и в таком испорченном виде передается от предков к потомкам.
Чтобы воссоздать на земле в человеке и человечестве образ Божий, искаженный грехом, потребовалось воплощение Сына Божия и новое излияние Божественной благодати от Его Богочеловеческого Существа кающимся и верующим в Него людям. Сын Божий воплощением и крестной жертвой поднял человеческую природу из состояния падения и загладил первородный грех и искупил грехи всего мира.
Литургическое богословие дает замечательно оригинальное сопоставление моментов крестной жертвы Христовой со всеми следствиями их для спасения людей. Здесь мы находим интереснейшие параллели и соотношения актов крестного страдания Господа с последующей участью спасаемого Им человечества. Крестной жертвой Христовой верующие во Христа спасаются от греха, осуждения на смерть или клятвы Адамовой и от смерти душевной и телесной. Сын Божий Богочеловек в Духе Отчем соединяет существо каждого верующего с Божественной силой и тем спасает его от принудительной силы греха, страха смерти и осуждения и от рабства диаволу.
Излагаемые ниже мысли литургического богословия о Спасителе и спасении не только истолковывают Библию и даже авторитетный, богодухновенный опыт ее понимания, но вместе сообщают ряд прозрений в тайны горнего мира.
Например, поразительно литургическое учение о схождении Господа Спасителя во ад душею и Божеством и о воскресении Его из мертвых.
Христос Спаситель, воскресивший в Себе человеческое естество и обоживший его единением со Своим Божеством, как Владыка мира, царственно дарует всем людям телесное бессмертие, независимо от их нравственного достоинства. После Своего восстания из гроба Он уже вложил в души всех умерших силу нетления, которая в установленное свыше время проявит себя воссозданием тел воскресения пред Страшным всемирным Судом.
В предлагаемом богословском экскурсе мы ставим своей задачей объединение и систематизацию всех идейных сокровищ литургического мышления, относящихся к сотериологии. Чрез это пред христианским сознанием во всей красе предстает жизненно-глубокое умозрение святых песнопевцев православной Церкви о спасении. В порядке постепенного развития идеи спасения скажем прежде о существенной жизни Спасителя мира - Сына Божия и о Боговоплощении.
БОГОВОПЛОЩЕНИЕ
Человечество имеет своим Спасителем от греха, клятвы и смерти Бога, покланяемого в Троице. Но преимущественно действие в совершении спасения мира принадлежит Единородному Сыну Божию. Существенная жизнь Его имеет свои особенности, известные из Божественного откровения.
По существу Сын Божий и Отчее Слово прежде веков и прежде денницы рождается из Существа Бога Отца. Как Благой, Отец прежде веков отрыгнул Его из Своего существа [1].
Как истинно сущий Бог, - возлюбленный Единородный Сын Всевышнего Отца есть один от Троицы. Он - великоименитая Отчая Премудрость, Содетель и Начало путей Отца, приснотекущий, жизненный и просветительный Источник, Соприсносущная Отцу и Содействующая Личная Сила, Присносущный Свет от Присносущного Света [2].
Он всегда пребывает во Отце, как заря во свете, носит в Себе всего Отца, с Ним всегда царствует, равнодействует, и есть Отчее сияние, недвижимое и неизменное начертание Отчего существа [3]. Св. Духа, соприсносущного Отцу, Он носит в Себе всажденным [4]. Бог Отец составил небо и землю содействием Единородного Слова, Который есть Источник жизни, неприступный Свет, неописанно Сущий по всей твари, всеведущий, всещедрый, премилостивый и преблагой [5].
Человеколюбец естеством, Сын Божий является Ходатаем и Молитвенником примирения человечества с Богом Отцом [6]. По всеведению и вездесущию Он знает полезное каждому человеку, всепремудро предопределяет предел всякой личной жизни, и образ кончины переплывающих мутное море жизни [7].
После грехопадения первых людей человеческое естество уязвилось стрелою греха, разорвало связь с благодатию Бога Троицы и сделалось духовно мертвенным и телесно тленным. О потомках Адама справедливо сказано в Библии, что они как овцы заблудились среди гор греха. Их мучили тирански диавол и смерть.
Триединый Бог, от века предвидевший падение человечества, положил спасти его от вечной гибели воплощением и крестной жертвой Сына Божия, второго Лица Пресвятой Троицы [8].
Сын Божий - Небесный Хлеб жизни — вместе со Отцом и Св. Духом взалкав спасение людей, восхотел обновить в них Свой образ, сжигаемый страстями, и поднять упавших в глубочайший ров страстей — из тления ада. Только Он, Всемогущий Человеколюбец, мог переменить во благо падший человеческий образ в небесный, избавить его от прельщения диавола, обратить к Богу отпавших грешников и возвратить им радость Богообщения и единения с ангельским естеством в раю [9].
Ради спасения человечества Он, истинный Бог, благоволил принять чуждое Ему человеческое естество [10] и соединить с ним Свое пречистое Божество.
Это было в царствование над Иудеями идумеянина Ирода, когда оскудели у евреев князья от колена Иудина. Тогда-то Сын Божий и Отчее Слово сошел с неба к неблагодарным, тленным, омраченным страстями и грешным людям. Он воплотился от Духа Святого и Марии Девы, принял душу и тело благоволением Отца и Духа во чреве Девы, отсек от принятой природы страсти [11] и облагоухал ее миром Божественного Существа [12]. Пройдя врата Богоматерного девства Своей волей и силой без умаления их девственности. Он неслитным восприятием безгрешной человеческой природы соединился со всем недугующим человечеством [13]. Здесь выразилось неисследимое самоопустошение, обнищание, самоуничижение или, так называемое, истощание Божества Сына Божия. Сущий в невещественных недрах Бога Отца, оставаясь по естеству Богом, стал вместе совершенным человеком. В одном Лице Его сочетались неизменно и непреложно Божественное и человеческое естества. В силу этого Он плотию пострадал на кресте, Божеством пребыл бесстрастным; умер, как человек; ожил, как Бог, низложил власть смерти [14].
Прежде страдания Его, воспринятая Им плоть наша не была нетленною, по страдании же и воскресении Его соделалась непричастной тлению [15]. Он выражал изволения и действовал по обоим естествам, имея два действия и хотения. Единосущный людям, Он хочет и действует, как человек; по единосущию со Отцом и Духом самовластно хочет и действует, как Бог [16]. Так, Богочеловеческая молитва о чаше спасительного страдания, как о вольной и невольной, показала два Его хотения по каждому из двух естеств [17]. Одеянием плоти в Богочеловеке прикрылись блистания Божества... Чрез это Божественно невидимый и неописуемый телесно, стал видим [18], весь соединился с человеческим естеством и усвоил в себе все человеческое, кроме греха [19].
Непостижимо славно самим ангелам упомянутое богатство Христовой нищеты [20] и воссияние во плоти, как в зеркале, - Светодавца Бога Cловa [21]. Чем может воздать Спасителю каждый спасаемый им человек, видя Бога, Единосущного Отцу и Духу, ставшего непреложным человеком [22].
Следствия Боговоплощения неизмеримы тварным умом и неописуемы слабым человеческим словом.
Первое следствие состоит в обожении человеческой природы. В древности Адам по диавольскому внушению прельстился безумно-горделивым желанием и надеждой на обожение без Бога. Вместо того он жалко упал в адскую пропасть и тление. Соединение же невещественного и бесстрастного Духа Слова Божия с человеческой природой вновь чудно озаряет ее трисолнечным светом, боголепно обожает и облекает в одежду бессмертия. Спаситель в Себе Самом обновил обветшавшее человеческое естество, взыскал и очистил Свой образ, погребенный страстями, увенчал благословением Отчим и прославил [23].
С воплощением Сына Божия верующих людей окружает бездна Божественной милости и щедрот. Они соделались церквами Бога. Воссиявший от Девы Господь Спаситель просветил умы спящих в ночи страстей людей разумением Бога Троицы и всех призвал к небу, говоря: "Очистите души и охладите зной страстей. Я дарую благодать вышнего царства. Войдите в общение со Мною, Создателем, и прославитесь" [24].
Сердца уверовавших Он разжег любовию к Богу [25]; томимы неудержимой похотливостью, насытил благодатию и соделал бесстрастными [26].
Отмечая в Боговоплощении факт соединения человеческой природы Сына Божия с Его Божеством или обожение человеческой природы, литургическое богословие далее развивает эту истину в речи о действии на людей невещественного Богосияния Свет Трисолнечного Божества чрез Христа Спасителя по Отчей воле и действием Св. Духа просвещает все верующее во Христа человечество.
Отсюда церковные песнопевцы говорят, что воплотившийся Сын Божий насаждает во Своих Церквах сладкую светлость, дает ее в личное достояние верующим [27], просвещает омраченные души лучами Божества [28] или таинственно осеняющим сиянием Духа [29]. Христос светил плотию и крестом Своим пребывающим во тьме, всюду разливает свет жизни, разрушающий дряхлую тьму [30]. Вочеловечившись, Он как бы сошел с высокого престола и светолитием возвышает людей к неуклонному богоразумию и радости [31], испускает неиссякаемо животворные воды Церкви [32] и показывает верующих сынами дня [33]. От Лица Пресладкого Христа - Небесного Человека и Земного Бога [34] - Адам воспринял ризу Божественного нетления и все потомки его украшаются тою же первою одеждою [35].
Господь Спаситель поставил людям в закон жизни благодать очищения и просвещения [36], Сам возжигает в их помышлениях и сердцах огонь любви к Богу и умиление и рассеивает тьму их греховности светом жизни [37]. Христово Божество боголепно источает силу мысленного осияния [38] разным немощным и падшим из среды верующих, животворит их и избавляет от мучения.
В связи с этим человеческие добродетели и благодатные состояния являются не только результатом напряжений личной воли, но и приходящего свыше от Христа Божественного просвещения [39].
Литургической терминологии обычно именовать человеческие добродетели светом. Например, церковные песнопевцы нередко говорят о "свете умиления", "свете праведности", "свете покаяния", "свете божественной жизни" и "спасении Христовым осиянием" [40].
Постная Триодь между прочим влагает в уста верующих такие молитвенные обращения ко Спасителю:
"Иисусе! Я одержим болезнью души. Умереть хочу от отчаяния. Требую Твоего посещения. Оживотвори призывающего Тебя" [41]. "Осияй мне луч обращения, Слове. Дай мне источник умиления, привлеки к Себе" [42]. "Сыне Божий! Посещением Твоего Лица соделай просвещение во мне и источи источник жизни" [43].
Устремляющие очи сердца на небо, очищающие тайники мышления молитвою и послушанием заповедям, а также идущие во след Христа получают свыше свет жизни и в этом действии Божественной силы созерцают Христа [44].
Изложенное литургическое учение о Боговоплощении ярко оттеняет божественное достоинство Спасителя, чрезвычайное самоуничижение Его ради спасения погибавших людей и непостижимо великую любовь Его к ним.
Соединение двух природ в Богочеловеческом Лице определено у литургистов догматически полно и точно.
Следствия воплощения Сына Божия для членов Церкви Его отмечены оригинально и яснее, чем в системах православной Догматики.
Богословы-литургисты своей проникновенной речью во всей глубине открывают тайну просвещения и обожения человеческого естества во Христе.
Идею Боговоплощения они связывают с крестной жертвой Христа Спасителя, которая принесла человечеству величайшие блага. В связи с этим передадим литургические рассуждения о кресте Христовом.
КРЕСТНАЯ ЖЕРТВА ВОПЛОТИВШЕГОСЯ СЫНА БОЖИЯ
Изначальное грехопадение прародителей представляло не просто их личное преступление, но одновременно и разрушение благодатной жизни человеческой природы вообще. Восстановление нормальной, богоначертанной жизни в человеческом естестве потребовало от Спасителя совершения ряда действий, противоположных преступлению первых людей.
Мысленно созерцая крестный подвиг Господа, богословы-литургисты видят в нем прежде всего заглаждение преступления Адама и Евы.
Адам был создан рукою Божиею в шестой день миротворения, в 12-й час дня простер руки и коснулся плода древа познания добра и зла [45].
Грехом Адам выразил непослушание Богу [46].
Первая простерла руки к плоду Ева, затем вкусил запретного плода и Адам [47].
Грехопадение породило душевные болезни в грешниках и обнажило их от божественного света. Оно связало их также страстями и Божиим осуждением на смерть. После того их постигло фактическое душевное умирание и телесное истлевание [48].
Христос Спаситель, заглаждая и исправляя прародительские склонения ко греху, совершает искупительные действия противоположного характера.
Он добровольно попускает Иудеям связать Себя узами для разрешения Адама от многолетней связанности грехом [49], терпит биения, раны, бесчестие и оплевания ради возвращения славы преслушавшему заповедь Божию [50] и исцеления его язв греховных [51]. Венчающий землю цветами венчается терновым венцом для исторжения терна Адамова преслушания [52], обнажается пред распятием, покрывая Адамово обнажение от благодати [53]. Вкушением желчи Господь претворяет горечь древнего вкушения праотца [54] и подает ему Свое сладкое общение и просвещение [55]. Гвоздями креста Он заглаждает и устраняет преступление Адамовой несдержанной руки и страстное разумение первозданного [56]. Простирание Господом рук на кресте исцеляло любовь к страстям Адама, ослабленно протянувшего руки к плоду дерева познания добра и зла [57]. Господне послушание Отцу до крестной смерти возвело Адама в первую красоту [58]. Новый Адам Христос в шестой день недели и в 12-й час дня, - час падения первого Адама, - был распят на кресте, исцеляя его гибель [59]. Христовы крестные болезни избавили человеческое естество от вечных лютых болезней и тления [60] и вознесли Адама, уничиженного страстями, [61] на высоту бесстрастия.
Из сказанного ясно, что крест Христов загладил и личное Адамово падение и воссоздал вообще человеческую природу. Христос Спаситель принес Свою крестную жертву ради искупления греха Адама и Евы, и грехов всего происшедшего от них человеческого рода.
Потому в литургическом богословии рассуждения о силе креста Христова непрерывно связываются с мыслью об искуплении крестом всего человечества. В частности, и различные отдельные моменты страдания Господа до креста и на кресте относятся в богослужебных песнях ко спасению всех грешных людей. По мысли богословов-литургистов. Спаситель претерпел неправедный суд от Иудеев, чтобы освободить от клятвенного осуждения все человечество, приговоренное свыше к смерти за грех [62]. Биение Господа рабами и обезображение исцеляло безобразие грешников всего мира [63], уязвление — ходатайствовало о примирении с Богом Отцом уверовавших во Христа [64], заушение — заушало злобу ядовитого диавола [65], вкушение желчи —заглаждало увлечения людей греховной сладостью [66] и злобой.
Обнажение Господа - ходатайствовало об одеянии ризами нетления и одеждою славы вообще грешников [67], покрывание Его рваной багряницей промыслительно устрояло совлечение с людей страстного умерщвления и звало их согреться благообразной наготой Искупителя [68].
Спаситель, принявший Своими руками трость поругания, тем самым написал уверовавших в Него в горней книге [69], неправедным осуждением на позорную смерть осудил мучительство смерти над всем падшим человечеством [70]. Связание Его узами освобождало людей от уз греховного прельщения диавола, связывало, как птицу, нерешимыми узами, а верующих во Христа соединяло с Ним узами сладкой любви [71].
Венчание Спасителя тернием изымало из человеческого существа терноносный грех и страстность и снимало с земли осуждение на произрастание терния и волчцов [72]. Биение Господа тростью и поношение освобождало грешных от позора греха [73]. Богочеловеческие страдания и болезни на кресте остановили болезни и страсти верующих во Христа грешников и привели к безболезненной жизни [74]. Восхождением на крест Спаситель возвысил их из смертного праха и глубины зла [75].
Такова необъятная действительность крестной жертвы Богочеловека. Христос - Источник жизни за смертных, нисходит в смертный прах плотью, Праведник страдает за неправедных, Бездна милости проливает Свою кровь на кресте и дарует помилование человеческому естеству, источает ему спасение, извлекая из тьмы страстей в небесное состояние [76].
На кресте Христос Спаситель возжег Свою плоть, как светильник, и взыскал погибшую драхму - человечество [77]. Умерщвляемый Он совоскрешает людей [78], каплями крови освящает землю, уязвлением исцеляет человеческие язвы, распятием освобождает людей от истления греховного пламени и просвещает крестною силою [79].
Прободение Спасителя в Пречистое ребро неисцельно уязвляло диавола, отстраняло в раю возбранительное оружие, остановило прободения людей бесовскими прилогами, источило миру реки прощения, жизни и нетления [80].
Как известно, Господь принял на кресте действие смерти и при этом сохранил Свое тело от тления. Ради крестной смерти Его человеческий род воспринял первую жизнь, объял бессмертие [81]. Смерть потерпела тогда умерщвление, тление упразднилось, сила диавола умертвилась [82]. Опочивший сном смерти на крестном древе успокоил утружденных прегрешениями, оживил их, обессмертил их существо и мертвым источил бессмертную жизнь [83]. Смертью за всех людей Он привел всех к нетлению [84].
Распростертые Господом на кресте руки напоминают всем верующим о том, что Он как бы обнял любовию со креста все человечество, спас его от рабства диавола, извлек из греховного кала, собрал все народы в единую Церковь, запечатлел пороги всех человеческих душ знаками божественной крови и призвал погибающий мир к познанию Своей державы [85].
Воздавая за Своих рабов долг, Господь излиял Свою кровь на кресте [86], возвратил их, разбитых страстями, к целостности бессмертия и остановил всечеловеческое падение [87].
Говоря литургическим языком, крестные Христовы страдания и смерть "возместили древнее падение", "исходатайствовали всем потомкам Адама бесстрастие" [88], "загладили рукописание древнего греха" [89] и "источили миру жизнь и благословение" [90].
Ценой крестной смерти за мир Спаситель нашел заблудшую овцу, то есть грешный человеческий род, соединил его в одно стадо с ангелами и привел ко Отцу. Силою креста, уверовавшие во Христа люди, освободились от рабства диаволу и через обожение соделались небесными [91]. Вольное Богочеловеческое страдание исцеляет их от вольного угрызения грехом, смертью и диаволом [92].
Всемирное значение креста Христова проистекало от того, что на крестном древе был добровольно и ради спасения человечества распят Повесивший землю на водах, Царь неба и земли, Жених небесной и земной Церкви, воплотившийся Сын Божий [93].
Распинатели Господа не ведали, что творили, тогда как сама неодушевленная природа отразила свое благоговение пред распятым на кресте Спасителем. При виде Его, страждущего невинно, солнце облеклось во мрак, как в черную траурную одежду. Земля от страха смущалась и тряслась. Горы и холмы колебались от страха пред державным Господом [94].
В литургических рассуждениях о кресте Христовом нельзя не отметить развития следующей общей идеи:
Первый Адам передал потомству похоть, страстность и разорванную от благодати Божией душевно-телесную природу, обреченную на смерть праведным судом Божиим.
Второй Адам — воплотившийся Сын Божий — исправил человеческое естество во Своем Лице и усвояет всем людям, независимо от их нравственной высоты, дар телесного бессмертия. Верующим же в Него людям передает вместе и восстановление благодатию их естества, возвышенного над страстями. Литургическое сопоставление моментов крестного страдания Спасителя с вытекающими отсюда следствиями для человеческого спасения устанавливают в результате факт дарования грешному человечеству избавления от греха, божественного осуждения на смерть, от самой смерти и рабства диаволу.
Воплотившийся Сын Божий, в противовес Адаму, совершил человеческим естеством божественно праведный путь жизни. Наказание же, положенное правдой Божией за грехи каждому человеку, безвинно, ради любви Он принял на Себя и претерпел с тем, чтобы дарование людям благодати искупления было соединением правды и милости.
Общечеловеческий долг пред правдою Божиею страдать и умереть за личные грехи Спаситель благоволил, как безгрешный Бог, Один воздать за всех грешников.
Своим крестным священнодействием на Голгофе Он исходатайствовал у Небесного Отца, верующим прощение грехов, благословение, мир, бесстрастие, бессмертие, власть над диаволом и обожение.
Литургическое освещение идеи искупления свободно от холодного юридизма и от мысли о механическом вменении спасаемым благодати искупления. Оно уравновешивает снисхождение любви Божией к спасаемым и их личным хотя и немощным подвигам в деле спасения.
После крестной смерти Христос Спаситель был снят со креста, погребен, душой и Божеством сошел во ад и в третий день пребывания телом во гробе воскрес из мертвых.
К литургическому изображению означенных событий земной жизни Господа Иисуса Христа перейдем ниже.
[1] О. I., 1 гл. Субб. веч., 7 стихира на Госп. воззвах; О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр. Богород. 9 п.
[2] Триодь Постная, Страстн. Четверг утра, Кан. 2 тр. 9 п.; Триодь Цветная, 4 Нед. по Пасхе утра, 4 Канон, Богородичен, 3 п.; Пед. 50-цы вечера, 3 молитва Василия Великого.
[3] Триодь Постная, Понед. Страстн. Седм. 2 Трипесн., 3 тр. 2 п.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы вечера, 2 молитва Василия Великого.
[4] Там же, Триодь Постная, Понед. Стр. Седм. веч., 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п.
[5] О. I., 3 гл. Нед. веч., 2 стихира на Госп. воззвах; О. II., 6 гл. Вел. веч., Субб. 2 п., 3 стихира на Госп. воззвах; Триодь Постная, Понед. Страсти. Седм. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 2 п.; Четверг Страстн. Седм., Повечерие, 1 тр. 8 п.
[6] О. 1.,2 гл. Субб. утра, Кан. Усопшим, 3 тр. 5 п.; О. I., 3 гл. Нед. Полун, Канон Св. Троицы, 4 тр. 1 п.
[7] Триодь Постная, Субб. Мясопустная утра, Канон, 2 тр. 1 ii., 3 тр. 3 п., 3 тр. 5 п.
[8] О. II., 7 гл. Нед. утра. Канон Б.М., 2 тр. 1 п., 3 тр. 1 п.
[9] О. I., 4 гл. Нед. утра, 3 стихира Хвалитная; Суббота вечера Догматик 4 гл.; 2 гл. Нед. утра. Канон воскр., 1 тр. 7 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Канон воскр., 2 тр. 1 п.; Триодь Постная, Пед. Ваий вечера, 1 стиховн. стихира; Повечерие, Трипеснец, 3 тр. 8 п.; Триодь Цветная, 5 Седм. по Пасхе, Суббота Мал. вечер., 2 стиховн. стихира; О. II., 7 гл. Пед. утра, Канон воскр., 1 тр. 4 п.
[10] О. I., 3 гл. Нед. утра, Канон Б.М., 2 тр. 3 п., 2 тр. 4 п.; О. II., 7 гл. Нед. утра, Канон Крестовоскр., 1 тр. 4 п.
[11] О. II., 7 гл. Нед. утра, 4 стихира Хвалитная; 8 гл. Субб. Вел. вечер., 2 стиховная стихира.
[12] О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 1 п.
[13] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 9 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 9 п.; 6 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.
[14] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.; Субб. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 7 п.; О. II., 7 гл. Субб. Мал. вечер., 4 стихира на Господи воззвах.
[15] О. П., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 8 п.
[16] О. II., 5 гл. Субб. Мал. вечер., 5 стиховн. стихира; О. II., 8 гл. Субб. Мал. вечер., 4 стихира на Господи воззвах; Нед. утра, Кан. Крестовоскр. Богород., 7 п.
[17] О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 8 п.
[18] Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечерие, Кан. Св. Духу, Богород., 4 п.
[19] Триодь Цветная, 4 Седм. по Пасхе Четверг утра, Седален по 1 стихосл.; Пяток 4 Седм. по Пасхе утра, 1 стиховн. стихира.
[20] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 7 п.
[21] О. II., 5 гл. Субб. вечера, 4 п. 7 стихиры на Господи воззвах.
[22] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 3 п.; 4 гл. Нед. утра, 4 хвалитн. стихира; 5 гл. Субб. веч., 7 стихира на Господи воззвах.
[23] О. I ., 1 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 и 2 тр. 1 п., 1 и 2 тр. 6 п.; Вторник повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.; 3 гл. Нед. утра, Седален по 1 стихосл.; О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.; О. II., 8 гл. Среда Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п., 3 тр. 4 п.; О. I., 2 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, 4 тр. 6 п.; Триодь Цветная, Среда 4 Седм. по Пасхе утра, 1 Кан., 1 тр. 1 п.
[24] Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе вечера, 3 стихира на Господи воззвах; О. II., 5 гл. Нед. повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.; Среда утра, Канон Кресту, Богород., 9 п.; О. I., 3 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, 4 тр. 4 п.; Нед. утра, Кан.воскр., 1 тр. 6 п.; О. 1.,'4 гл. Субб. Мал. веч., 4 стиховная стихира.
[25] О. I., 3 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, 4 тр. 4 п.
[26] Триодь Цветная, Субб. 5 Седм. по Пасхе, Вел. вечер., 6 и 9 стихиры на Господи воззвах.
[27] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. бесплотн., 3 тр. 9 п.
[28] О. I., 1 гл. Среда утра, Седален по 3 стихосл.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
[29] О. П., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 3 п.
[30] 0. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.; 7 гл. Понед. утра, 2 стиховная стихира; Блаженны 1 стих; Среда утра, Кан. Кресту, Богород., 9 п.; 8 гл. Нед. утра, Кан. Кресту, Богород., 9 п.
[31] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 3 тр. 5 п.; 3 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, 4 тр. 3 п.
[32] Триодь Цветная, 4 Седм. по Пасхе Среда утра, 1 Кан., 2 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.; 2 Кан., 3 тр. 1 п.
[33] Триодь Цветная, 5 Нед. по Пасхе вечера, 2 стиховная стихира.
[34] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр.,2 тр. 9 п.
[35] О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 4 п.; 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.
[36] О. II., 5 гл. Нед. Повечерие, Кан. Б.М., 4 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.
[37] О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 4 п.; Понед. вечер, 2 стихира на Господи воззвах; Триодь Постная, Вторник Ваий, 1 Трипеснец Богород., 9 п.; Триодь Цветная, 4 Нед. по Пасхе, утра, Кан. Богород., 9 п.; О. II., 8 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 1 п.
[38] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п., 1 тр. 8 п.
[39] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр.1 п.; 3 гл. Вторник утра, Кан. Б.М., Кан. Г.И.Хр.,2 тр. 3 п.
[40] O.I., 2 гл. Нед. утра., 1 Антифон-1 тропарь; Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 4 п.; 3 гл. Нед. веч., 2 стиховная стихира; Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 3 п.
[41] Триодь Постная, Вторник Ваий утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.
[42] Триодь Постная, Пяток 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п., 1 и 2 тр. 9 п.
[43] Триодь Постная, Субб. утра 3 Седм. Вел. Поста, 2 Четверопеснец, 6 тр. 9 п.
[44] Триодь Постная, Вторник веч. 4 Седм. по Пасхе, 3 стиховная стихира; Пяток преполовения утра, 4 хвалитная стихира, 4 стиховная стихира; Понед. 5 Седм. по Пасхе утра, 4 стиховная стихира.
[45] Триодь Постная, Синаксар в Нед. Сырную по 6 песни Канона.
[46] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 5 п.; О. II., 6 гл. Субб. утра, 5 хвалитная стихира.
[47] О. I., 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.
[48] О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.
[49] О. I ., 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород., 8 п.
[50] Там же, 1 тр. 4 п.
[51] О. П., 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.
[52] Там же, 1 тр. 8 п.
[53] О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.; 1 гл. Среда утра, 3 стиховная стихира.
[54] О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.
[55] Триодь Цветная, Нед. Фомина утра, Кан., 4 тр. 4 п.
[56] О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п.; 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 7 п.; О. II., 5 гл. Вторник вечера, 4 стихира на Господи воззвах.
[57] О. II., 5 гл. Вторник вечера, 4 стиховная стихира; 6 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.
[58] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр. 1 тр. 5 п.
[59] Триодь Постная, Нед. Сырная утра. Синаксарь по 6 п. Канона; О. II., 7 гл. Среда утра. Канон Кресту, 2 тр. 6 п.
[60] О. II., 6 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 и 2 тр. 9 п.
[61] О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п.
[62] О. I., 4 гл. Пяток утра, Седален по 3 стихословии.
[63] О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.; О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 4 п.; 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9 п.
[64] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 3 п.
[65] О. II., Вторник вечера, 2 стихира на Господи воззвах.
[66] О. II., 5 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7 п.; 7 гл. Среда утра, Канон Кресту, 1 тр. 5 п.
[67] О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 3 п.; 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.; 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 5 п.
[68] О. П., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 5 п., 1 тр. 8 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 5 п.
[69] О. I ., 3 гл. Четверг вечера, 2 стихира на Господи воззвах.
[70] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.
[71] О. I., 3 гл: Среда утра, Кан. Кресту Богород., 8 п., 2 тр. 1 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.; О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п.
[72] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.; 3 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.; О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9 п.
[73] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п., 1 тр. 6 п., 2 тр. 7 п.; О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 4 тр. 1 п.; 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 7 п.
[74] О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7 п.; 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 4 п.
[75] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан.Крестовоскр., 2 тр. 1 п.; 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 1 п.; 3 гл. Пяток утра, 2 стиховная стихира; 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 7 п.
[76] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 4 п.; 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.; Вторник вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Триодь Постная, 5 Седм. Вел. Поста Среда утра, 2 Трипеснен, 1 тр. 3 п.
[77] О. I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.
[78] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п.
[79] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; О. II., 5 гл. Вторник веч., 2 стихира на Господи воззвах; Среда утра, Седален по 2 стихословии, Кан. Кресту, 2 тр. 3 п.
[80] О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 4 тр. 1 п.; 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п.; Триодь Постная, Среда 4 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.; О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; Четверг веч., 3 стихира на Господи воззвах; О. II., 5 гл. Субб. Вел. веч., 2 стиховная стихира.
[81] О. I., 1 гл. Вторник веч., 2 стихира на Господи воззвах; О. II., б гл. Нед. утра, Кан. воскр. 2 тр. 9 п.
[82] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.; О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п.
[83] С I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 5 п., 1 тр. 8 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.; Субб. утра, Канон усопшим, 3 тр. 1 п., 2 тр. 8 п.
[84] О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 5 п.
[85] О. I., 3 гл. Среда утра, 2 стиховная стихира; Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п., 1 тр. 9 п.; 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 8 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 1 п.; О. II., 5 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. I п.; Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.
[86] О. I., 3 гл. Суб. утра, Кан. усопшим, 3 тр.-1 п.
[87] O.I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 1 п.; О. П., 5 гл. Вторник вечера, 2 стихира на Господи воэзвах.
[88] Триодь Постная, Нед. Ваий утра, Кан., 1 тр. 1 п.; Страсти. Пяток утра. Блаженны - 5 тропарь; О. П., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород., 1 п.
[89] О. II., 7 гл. Нед. утра, Блаженны, 2 тропарь.
[90] Триодь Цветная, 6 Нед. по Пасхе утра, Кан,, 1 тр. 1 п.
[91] О. I., 1 гл. Нед. утра, 1 стиховная стихира; 3 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 1 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9 п.; О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 и 2 тр. 1 п.
[92] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр.,2 тр. 7 п.
[93] Триодь Постная, Страстн. Пяток утра, 15 антифон.
[94] O.I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 8 п.; Среда утра, Блаженны - 2 тропарь; Четверг веч., 1 стихира на Господи воззвах; О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 7 п.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ. - АНТИФОН
ГЛ. - ГЛАС
О. - ОКТОИХ
П. - ПЕСНЬ
ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. - СТИХИРА
ТР. - ТРОПАРЬ
Библиотека форума "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru/library/