Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию.   [Содержание]


Глава четвертая

СОШЕСТВИЕ ВО АД ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

(В литургическом освещении)

Пречистое тело умершего на кресте Господа Спасителя было снято со креста Иосифом Аримафейским.

Движимый любовию, Иосиф сердцем и устами лобызал нетленное Христово тело, намастил его ароматами, обвил плащаницею и погреб в собственной гробовой пещере [1]. Ко входу в нее был привален камень и Иудеи запечатали его печатью. Во гробе Господа стерегла особо поставленная Его врагами стража. Эта охрана создавала впечатление, что воины стерегут "спящего Царя и сокровище жизни" [2].

Христос — Источник жизни — телом возлег во гробе, чтобы преложить смертное человеческое естество на бессмертное, оживить лежащих во гробах умерших и избавить человечество от поглощения адом [3].

Трёхдневное погребение Христово промыслительно было допущено ради спасения бесчисленного множества умерших, заключенных во аде [4].

Пребывая телесно в новом гробе, Христос Спаситель душою и Божеством сошел во ад [5], или, что то же, во внутренность земли. По представлению богословов-литургистов адское царство находится в земной внутренности. Вековые врата ненасытно поглощали души умерших в течение нескольких тысячелетий и, за очень малыми исключениями, почти никого не выпускали. Ад — царство диавола и ему подвластных злых духов, смеялся над всеми умершими людьми, считая их неисходными жителями адских мест. Сюда то и нисшел Вседержавный Господь Спаситель. От величайшего Света Его, Бога Слова, сокровенного в земле, земля вся сотряслась страхом [6]. Безумный ад уже готовился принять Бессмертного. Он все еще считал Христа простым человеком, видя Его пригвождение ко кресту, смерть, окровавленную плоть и погребение [7].

И вдруг, к изумлению демонского царства, во аде явился не простой человек, но крепкий Божеством Светоносец. Ужаснулись, вострепетали адские князья-вратари, увидев Единого от Троицы. Смерть ощутила свое бессилие пред Самосущей Жизнью [8] и конец своей державной силы [9].

По мановению Господа мгновенно разбились медные плачевные врата ада, стерлись железные запоры на них [10], разорвались оковы адских бесчисленных узников, челюсти ада сокрушились [11]. Темновидные адские тайники внезапно облистались зарей Божественного света [12], "обложились" сиянием Христова Божества [13]. Народы, заключенные во днах ада, увидели свет Христов, пришли к общению со славой Божией [14], воздвиглись, как бы от сна, и наполнились радостью и многой сладостью [15]. Божественная светлость совершенно потребила адскую мглу [16].

Ад, осияваемый Спасителем, ужаснулся неизменного Божества Его. Рыдая, диавол и его ангелы говорили в себе: "Кто это есть, что не осуждается в преисподние земли и, как палатку, разоряет узилища смерти "Я принял Его, как мертвого, и трепещу как Бога. Мне было бы лучше не принимать Родившегося от Марии. Он разрушает мою державу. Я принял Его, как одного из мертвых, но не могу держать Его и с Ним теряю мертвецов от века. Вижу Невидимого, тайно бьющего меня" [17].

Не так отнеслись к явлению Господа во аде души умерших от века.

Праведники, заключенные здесь и оставленные Богом от века, вспоминали здесь Спасителя и молились Ему о спасении [18]. Они с любовию приняли Его явление [19]. Им радостно было слушать Его повеление аду — отдать мертвых [20] и возглашение к Себе: "Покажитесь (из тьмы), откройтесь" [21].

Обращаясь к несметным толпам явившихся узников ада, Спаситель наставлял их словом невечерней светлой жизни о Боге [22] и уверовавших Его проповеди освободил от тьмы неведения, прегрешений и из руки диавола [23].

Между прочим Он говорил слушателям Своей проповеди: "Дерзайте! Я ныне победил. Я есмь воскресение всех людей и вас возведу на небо. Восстаньте из ада. Верующие! выйдите в воскресение" [24].

Тогда возликовал и взыграл явившийся пред Господом праотец Адам. .Некогда, вследствие греха своего, он убоялся Сына Божия, ходившего в раю, теперь же веселился при виде Искупителя мира. Христово благовестие во аде вызвало восторженное ликование во всех, с верою внимавших проповеди о спасении... Сонм уверовавших во Христа единогласно воскликнул Ему: "Слове! Поистине Ты пришел всех нас развязать от уз!" [25]

Схождение Христа Спасителя во ад освободило от мучительства адова весь род Адама, соединившийся со Христом верою, покаянием и любовию. Второй Адам Господь как бы на своих плечах вынес из тайников ада первого Адама со всем его верующим потомством и как Бог даровал им вечную жизнь [26] и нетление [27].

Так низложено было мучительство ада, разорваны смертные узы миллионов томившихся здесь людей и получивших свободу ради креста Христова. Вслед за Искупителем они веселой поступью изошли отсюда в незаходимый небесный свет — от смерти к жизни — и восхвалили безмерное Христово благосердие [28].

Только Христос Спаситель мог вознести человеческое естество, лежащее внизу, открыть ему входы к бессмертной блаженной жизни и сочетать его с ангельским миром ценой воплощения и крестной смерти [29]. Господь исхитил из всеядного чрева ада бесчисленный сонм народов, как овец, и опустошил многочеловечное богатство преисподней [30].

Пребывая во аде. Спаситель, как вездесущий, не оставлял и небесного круга [31]. Но во аде голос жизни Его связал смерть и диавола, опустошил царства преисподней земли и вдохнул в души умерших благодать вечной жизни.


ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

После ночи воссиявает дневной свет. Так и Бог Слово после ночи телесной смерти просиявает миру свет Своего воскресения из мертвых [32].

Литургическое богословие, подобно Евангелию, очень кратко упоминает о самом факте воскресения Христова, но об излиянии Спасителем силы духовного воскресения верующим и телесного бессмертия всему человечеству говорит подробно.

Воскресение всего падшего в тление человечества предусмотрено Богом от века [33] и предначато восстанием из мертвых Христа Спасителя, Его Пречистое Тело, зачатое Пресв. Девой Марией бессеменно, — силой Св. Духа, — не видело во гробе истления [34].

Па третий день после погребения Господь, сильный в крепости, воскресил и воссоединил Свое Тело со Своею душою и Божеством [35] Своим и исшел из запечатленного гроба, как Царь и Жених из чертога, но незримо для людей. Даже воины, сторожившие Его гроб, не чувствовали, когда Он воскрес и как прошел чрез заключенные гробные двери. Тайна воскресения запечатлена для испытующих ее. Во гробе Христовом остались только погребальные пелены во свидетельство подлинного тридневного погребения Жизнодавца [36].

Воскресшему Христу, неописуемому Божественно и описуемому одним телом воскресения, не оказали препятствия ни врата смерти, ни печати гроба, ни заключение его двери [37]. Он силой Божества воздвиг из гроба разоренный телесный храм Свой и в Его славе показал миру то прославление, какое имеет источить людям [38].

День Христова воскресения исключительно знаменателен для человечества. Это — день перехода от смерти к жизни и от земли на небо, наступление весны душам, время подаяния им особой животворной благодати [39].

Восставший из мертвых Господь людям всех времен, в силу Своего воскресения, источает нетление по телу и оживление по духу.

Об исхождении Христовой животворной силы воскресения богословы-литургисты говорят обычно кратко, но ясно. По их словам "Христос источает жизнь из Своего невещественного света" [40], "озаряет человечество божественными блистаниями воскресения" [41], "облиставает жизнь" [42]. Живоносные лучи воскресения, просвещая людей, потребляют в них смерть, и одновременно, как бы вдыхают жизнь в дотоле осужденное естество каждой человеческой личности [43], тайно осеняющим действием Духа [44].

Христос Спаситель, как воплощенный Бог, — сокровище жизни тварного мира, Он Божеством Своим животворит мертвых и блистанием силы уничтожает в них крепость умерщвления, боровшегося с вечной жизнью [45].

Смерть, приразившись к безгрешному животворному телу Спасителя, обречена была на умерщвление и погибель. Господь не только стер жало ее, но и облек человеческие души в нетление, воскресил их от тления, просветил силой воскресения [46].

В связи с этим Христов гроб в литургической письменности называется "источником нашего воскресения" и "прекраснейшим рая носителем жизни" [47].

Спаситель, просветивший человеческое естество во всем мире Своим воскресением, освободил человеческий род от тления, обновил ему восход на небеса, и открыл пред ним рай [48].

По двусоставности человеческого существа двойственно и его воскресение во Христе.

Есть воскресение души и есть воскресение тела человека.

а) Душевное воскресение состоит в избавлении от греховной смерти или безблагодатности. Бог Слово воскрешает умерщвленные грехами души, прощением им грехов, облагодатствованием их и поднятием в них небесных стремлений [49].

Просветленные благодатию, очищенными чувствами и сердечною любовию видят воскресшего Спасителя в действии Его силы внутри себя. К ним Спаситель приближается столь же явно, как явно показывался Апостолам по восстании из гроба [50]. В явном соприсутствии Христовом всякая душа перестает скорбеть и вместо того ликует от чувства своего воскресения [51].

б) Телесное воскресение или бессмертие плоти есть дар Нового Адама - Христа - каждому человеку. Хотя тела людей и после восстания Спасителя из мертвых продолжают подвергаться тлению, но сила нетления уже положена сокровенно во все души Жизнодавцем. Каждая душа имеет ныне от Бога силу и организовывать себе тело в матернем чреве и воссоздавать его в нетленной форме с наступлением дня всеобщего воскресения мертвых.

Данная истина раскрывается в литургическом богословии таким словами:

"Воскресший Христос", — читаем здесь, — "потоптал смерть" [52], "подал человеческому роду бессмертие" [53] и "онетленил... Свой разбитый образ, ... раздрав пелены смерти" [54]. "Он разрушил тлетворную силу смерти Своею мышцею и укрепил на нее человека". В дальнейшем смерть уже не владычествует над людьми [55]. "Непостижимое и словесно невыразимое по восстании Господнем то, что Он облек в нетление человеческий род [56], обестленил нашу тленную плоть и на веки связал ее с Собою" [57]. "Отныне не страшно возвращение в землю. Владыка Христос возведет всех из земли к высоте нетления по силе Своего воскресения" [58].

"Тление Им опрокинуто навзничь... неизбежность умерщвления сломлена" [59], "сила смерти разрушена" [60]. "Воскресши, Христос опять воссоздал человеческое естество от смертной персти, устроил его нестареющим, вновь явил его как бы царским образом, блистающим нетленной жизнью... Он все потомство Адама избавил от смерти и тления" [61]. "Ныне тление отвержено и мертвенное (будет) поглощено жизнью" [62]. "Умерщвление на древе Христа всем народам источило жизнь" [63], "обессмертило их, ожитворило" [64].

"Господь некогда воскресит истлевшее человеческое естество по всей земле" [65].

Как видно из литургических замечаний, телесное нетление есть дар Христов людям, уже сообщенный и частично видимый в нетлении святых мощей.

Всечеловеческое явление его Господь изволил отнести ко дню всеобщего воскресения мертвых пред Своим вторым пришествием на земле.

Литургические умозрения о воскресении Христовом приводят к таким заключениям:

1. Восстание из мертвых Богочеловека есть начало всеобщего воскресения.

2. Блаженная жизнь и телесное нетление источаются от Божества вследствие крестной жертвы Спасителя.

3. Сила воскресения есть излияние в человеческую душу невещественного сияния благодати.

4. Спаситель ныне сообщает душам людей благодать.

5. И тлеющие в страстях грешные души при всеобщем воскресении мертвых облекутся нетленными телами по воле и особому действию Сына Божия.

6. В настоящее время умирание и тление временны.

7. Спаситель изрек непреложное изволение Свое о поглощении мировой мертвенности Божественною силою жизни и оно уже есть как бы свершившийся факт.

8. Воссоздание падшего человеческого естества после Христова воскресения продолжается в вознесения Христа Спасителя на небо с плотию. Об этом подробнее скажем в следующем особом приложении.


ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Литургическое повествование о Господнем вознесении имеет некоторые характерные подробности, сравнительно с Евангельской историей, и свои выводы.

В сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос, — так замечает один из церковных песнопевцев, — пришел с Апостолами и Богоматерью на Елеонскую гору.

Здесь, после прощальной беседы с ними, стопы Господа, вдруг Божественною Его силою, стали отделяться от земли и возвышаться в воздушную высь. Ступив на облака, как на колесницу, Спаситель на херувимских раменах стал подниматься вверх. Христово вознесение некогда предызобразил пророк Илия своим восхождением в небесную область на четырехконной колеснице [66].

Лик учеников, видя Господа возносящимся, с рыданием восклицал: "Владыка! Как Ты ныне оставляешь сиротами Твоих рабов? Куда идешь? Мы, все оставившие и последовавшие за Тобой, имели надежду всегда быть с Тобой, — Богом. По Своему обещанию пошли нам Утешителя и Спасителя душ наших" [67]. Господь, благословляя Апостолов с высоты, сказал: "Смотрите, други, — Я иду ко Отцу. Вам же пошлю иного Утешителя. Отриньте все сетования. Я не оставлю и не забуду вас, которых собрал и возлюбил" [68].

Во время преподания последнего, совершенного благословения — Господь за облаком света сокрылся от Апостольских очей [69]. Дальнейшее восхождение Христово совершалось только пред взором бесплотных ангелов.

Ангельские чины с трубным шумом и восклицаниями сопровождали Своего Владыку на небеса, подняли небесные врата при вступлении Спасителя в горние области мироздания. Небо являло свою красоту в отверстые врата. Восшед во святая святых неба, Господь воссел на небесном престоле одесную Бога Отца с плотию. Седение на Отчем престоле человеческого естества, прежде затворенного в преисподней земли, изумило самих ангелов [70]. Бесплотные говорили друг другу: "Кто этот прекрасный муж — Бог и человек" [71].

Вознесение Господне на небо, по мысли богословов литургистов, связано тесным образом с участью всего человечества.

Оно в начатке привело ко Отцу человеческий род и прославило его. Во Своем Лице Господь вознес на небеса падший образ Адамов, — человеческое естество, спосадил его превыше ангелов на Отчем престоле и таинственно обожил [72]. Первый человек за грехопадение был изринут из рая. Спаситель же, принявший образ человека, научил людей послушанию Богу Своим примером исполнения Отчей воли и искупительным крестным страданием. Вслед за Собой Он возводит верующих на небо и водворяет в небесных обителях [73].

Освещением истории Вознесения Господня мы в настоящий раз закончим развитие литургического учения о Сыне Божием, Спасителе мира.

Нам остается только прибавить к вышесказанному несколько следующих ниже пояснений о сторонах личного человеческого спасения во Христе.


СПАСЕНИЕ ВО ХРИСТЕ

(По церковно-богослужебным свидетельствам)

Воплотившийся Сын Божий нередко называется в церковных песнопениях Спасителем человечества. Это имя усвояется Ему потому, что Он каждого верующего в Него христианина лично спасает: 1) От греха, 2) Божественного осуждения на смерть, 3) От смерти и 4) Рабства диаволу.

Литургическое богословие в истолкование перечисленных моментов или сторон личного человеческого спасения приводит интересные замечания. Прежде всего, скажем о том, в чем состоит личное Христово спасение от греха.


1.

Спаситель, по мысли богословов литургистов, воплощением как бы принял на рамена Свои заблудшую овцу, — человеческое естество, — и крестным древом загладил и низложил грех всего человечества [74].

После крестной жертвы Христовой пред уверовавшими во Христа открылась беспредельная пучина Божественной благости в освобождении их от рабства греху и греховного прельщения [75]. Милосердие Спасителя о грешниках всего мира и всех времен разнообразно по множеству промыслительных выражений. Но это разнообразие можно свести к некоторым обобщениям для удобства представления о нем.

Известно, например, что Господь многих блуждающих на путях погибели [76], явно наводит на верные пути спасения, чтобы их не опалял греховный огонь [77] и чтобы внутри их рассеялась греховная мгла [78].

В таинстве крещения и покаяния все грешники благодатию Христовою получают очищение грехов, претворение своего внутреннего безобразия во благообразие и исцеление своей разбитости умиротворением духа [79].

Спаситель несказанно милостив к ежечасно согрешающим людям; дает им время покаяния и возводит их к широте исправления, не желая ни чьей погибели; Он желает всех оживить от греховной мертвости [80], облегчить от тяготы, очистить гноение с их очей, мешающее им видеть свет Божией благодати. Прощенные грехи Он уже никому не вспоминает более (слав. "презирает грехи") [81]. Его милосердие непрерывно иссушает неизмеримую пучину людских грехов, принимает теплое исповедание заблудших и творит их сынами дня [82]. При виде слезных молитв людей, подвигов чистоты, пощения и говения [83], Спаситель тепло милосердует о кающихся, притекает к ним, как Отец к детям, внимает их воздыханиям и благодатно омывает их греховные струпы и скверну. Налагая на греховные язвы грешных душ как бы пластырь, Он просвещением благодати убеляет их чище снега [84].

Божественное Христово просвещение вводит кающихся в тихую пристань мира и покоя [85]. Бремя беззаконий перестает тяготить прощенных Спасителем [86]. Они присвояются ко Христу. Если у иного грешника вся жизнь оказалась бесплодною для спасения, он может покаяться и в старости и богоугодно послужить Спасителю пощением и теплым умилением.

На искренне кающихся Господь взирает благосердо, дает их бедным душам токи исцелений, принимает малые воздыхания их, как многоценный подвиг и всю их обледенелость и запущенность страстями благодатно уничтожает [87]. Спаситель — неописуемый источник сострадания, Врач душ и телес, дивный просветитель охваченных сквернами страстей. К преклоняющим пред Ним колени Он преклоняется всей благосердой любовью, покрывает их кровом Своих крыл и долго терпит их бесплодие в ожидании полного раскаяния [88].

Благодатное осияние кающихся — явный знак незримого посещения их Спасителем [89].

Изложенные общие мысли о спасении грешников Господом Спасителем литургическое богословие поясняет рядом частных замечаний о Христовом целении: а) ума, б) сердца и в) воли грешного человека.

а) Врачуя человеческий ум, Спаситель влагает в него мысли обращения и слова молитвы к Богу, умерщвляет плотской страстный образ его мышления, соединяет ум с сердцем при слышании евангельских слов [90].

Тайное действие Христово многократно сосредоточивает мышление грешных на молитве и способах оставления порочности [91], утверждает в Боге их помышления, колеблемые завистью диавола [92].

Обычно грешный ум обуревается и уязвляется разными прилогами врага или тонкими набегами диавольских мысленных внушений. Спаситель благодатным просвещением ума рассеивает диавольское омрачение, дает человеку уразумевать истину и прекращает его недоумения [93].

Непонятливости грешных в области спасения Спаситель подает премудрость, безумию — дух разума [94], мысленной неустойчивости — утверждение чрез Владычественного Духа, ослеплению — просвещение [95].

б) Христовы спасительные влияния на умы грешников часто соединены с воздействием на их сердца. Умиление грешных сердец прекращает их бесчувственность и сухость. Оно всецело зависит от влияния благодати Христовой. Прикосновение Господа к сердцу человека смягчает его и сокрушает, как бы оно ни было черство [96].

В богослужебных песнопениях особенно резко подчеркивается мысль, что именно Сладкий Спаситель поит верующих слезами покаяния, очищает тучами покаяния и Сам исторгает плач из умиляемых Им сердец [97].

Со своей стороны верующие, обогащенные от Христа сокрушением духа и чувством духовной нищеты, приносят свои сокрушенные излияния покаяния Ему же как приятную жертву [98]. Благодатные слезы умиления омывают душевную скверну, врачуют болезни сердца, уязвляют его любовию ко Господу и затворяют входы в душу страстям и греху [99].

При свете литургических свидетельств очевидно то, что Христос Спаситель — Единственный Целитель окамененного ожесточения сердца, Воспламенитель сердечной любви к Богу огнем страха Божия и Отсекатель плотской любви и страстей [100], Он отваливает от душ тяжелый камень уныния, печали и отчаяния, поднимает грешных из гроба нечувствия, злобы и всяких страстей и творит в их настроении весну веры [101].

в) Христово просвещение грешной воли имеет свои спасительные выражения. Без Христа воля часто пламенеет всякими страстными похотениями, порабощается страстям и как бы поникает под их тяжкими наплывами. Господь освобождает от оков страстности в таинствах крещения и покаяния. В этих таинствах прощение грехов поднимает человеческую волю к бодрствованию, смирению и целомудрию. Она получает здесь от Христа Спасителя укрепление на борьбу с страстями и подобно кораблю, избитому бурным волнением моря, вводится в тихую пристань удобоносимого борения с грехом [102].

По благодати таинства покаяния в воле появляется крепкая решимость отвергать влечения похотений, непреклонно терпеть восстания страстей и твердо ходить путями заповедей ради неразлучного единения со Христом [103].

Отсюда понятно, насколько грешным необходимо день и ночь припадать ко Господу с мольбой о даровании силы на противление страстям [104] и как важно соединять молитву с постом и милостыней. Сам Спаситель по молитве верующих незримо ослабляет их плотские хотения и направляет их волю к ревнованию по Боге, вдыхает в нее бодрость и решимость определять себя всецело на служение Богу в кратчайший остаток своей жизни [105]. Кто из грешных получил от Христа Спасителя воды жизни и бережет их, тот уже не стремится к тленному и земному, "но мужественно отгоняет страстные искушения и соблазны [106] и все поступки свои совершает в страхе Божием.


2.

О человеческом спасении от греха Христом можно кратко сказать, что оно заполняет все время земной жизни каждого человека. Сравнительно с этим даром реальное спасение человечества от клятвы или от осуждения на смерть и тление отодвинуто Промыслом Божиим до дня всеобщего воскресения мертвых.

Литургическое богословие под клятвой Божией разумеет не проклятие Закона Моисеева нарушителям законных требований и заповедей, а именно Божий смертный приговор человеческому естеству за преслушание воли Божией прародителями в раю.

Своим крестом Спаситель упразднил осуждение праотцев за вкушение плода запрещенного дерева и разрушил страх осуждения. Он снял осуждение за прегрешения со всех грешников, потомков Адама, при условии их веры во Христа и покаяния. Богочеловеческое претерпение крестных мук за грешников всего мира развязало их от древней клятвы или от осуждения на смерть, и источило им благословение, оправдание, нетление и жизнь от Бога Отца ради Преблагого Искупителя [107]. Владыка Христос, окровавив на кресте Свои персты, кровавыми знаками как бы подписал всем людям Царское освобождение от прародительского осуждения [108].


3.

Своею крестною смертью и воскресением Он связал смерть, сокрушил ее, погреб, попрал, сделал бездыханной, упразднил тление во Своем человеческом естестве и предразорил державу смерти в человеческом роде. Верующие во Христа и убитые грехами непрерывно воскресают Христовою благодатию к чистой, святой жизни и самоотверженной любви к Богу и людям [109].

В телесном отношении Бог попустил смерти до времени Своего второго пришествия продолжать свое действие среди людей. Но вместе с тем Он определил сообщить действие нетления всему человечеству ради крестной жертвы Христа Спасителя. Божие определение равносильно действию.

Песнопевцы Церкви по этому поводу говорят:

"Христос-Жизнь даровал всем воскресение [110], избавил от истления [111], упразднил его [112], поколебав основание смерти" [113]. Действием креста тление бежит... и мертвые оживают и украшаются славою" [114]. Очевидно, будущее созерцается в песнопениях Церкви как настоящее, в силу непреложности Божиих обетовании.


4.

Наконец, крестом Сына Божия обессилен диавол, мучивший людей страстями до пришествия Спасителя на землю. Уверовавшие во Христа исхищаются Его благодатию из под власти диавольской [115].

Литургическое богословие различает два момента поражения диавола: а) первый, основоположный — во время приражения его к Спасителю — Богочеловеку и б) второй, продолжающийся — в личном спасении верующих во Христа.

а) Господь Иисус Христос уловил начальника злобы богомудрым льщением в воздаяние ему за прельщение прародителей в раю. Не усмотрев Бога в Пригвоздившемся плотию ко кресту [116], начальник тьмы сплелся со Христом в борьбе и приразился к Нему, как если бы Он был смертным [117]. Спаситель же обложившийся плотью как бы на скрытой удочке низвлек коварного змия Божественною силою [118], пошел на заклание, подобно Агнцу, чтобы избавить людей от волчьего мучительства сатаны [119]. И каковы были результаты борьбы для диавола? Заушение Господа иудеями — заушало злобу диавола [120], обнажение Христово — обнажало диавольскую силу [121], узы Спасителя — связывали змия нерешимыми узами и облекали в вечный стыд [122]. Возвышение Искупителя на крест и пригвождение к нему греха мира низвергло возношения древнего льстеца [123], уязвило его и низложило [124]. Распинаясь, Господь как бы натянул лук и на подобие стрел, вонзил гвозди Своих рук в скверное и гневливое сердце вражие [125]. Он пронзил врага — борителя [126], разорвал его сети [127], разбил челюсти этого мысленного волка и вырвал из его уст Своих словесных овец [128].

Крепкий вопль Спасителя на древе ко Отцу крепко поколебал вражию крепость [129], а крестная смерть сотворила как бы мертвым умертвителя и наполнила стыдом [130]. Тогда поколебалось бесовское множество, побежали полки бесов от страха Божества [131], невольно опустилась превознесенная демонская бровь и поникло высокое око [132].

Воскресение Христово из мертвых невидимо попрало бесовское царство [133], низложило сильных с престолов и сокрушило [134], у невидимого врага оскудело оружие [135] и сам он был связан нерешимыми узами мрака в тартаре и неугасимом огне неисчетно-крепкой силой Спасителя [136]. Упавший с высоты князь тьмы был ввержен в пропасть ада [137], изгнан [138], пленен [139] и посрамлен.

Смирением Своего сердца Господь Спаситель смертельно уязвил и уничтожил прегордого змия [140] с престола величия. Пророк Моисей, некогда воздвигший змия на крест в преобразование Христова распятия, вместе с тем показал этим знамением и падение ядовитого змия силою креста Христова [141].

б) Поражение диавола и его демонического царства крестом Христовым не прекратило против людей диавольских искушений, имеющих целью навеки губить человеческие души.

При вере во Христа не страшны людям ни бесовские мысленные внушения зла, ни разжигаемые влечения ко страстям. Спаситель, Божественно вездесущий, где бы ни призывали Его верующие, является благодатно им на помощь и прогоняет бесов. Сердца христиан, колеблемые вражьими прилогами, Господь утверждает в противостоянии соблазнам [142] и разрушает диавольские козни [143]. Соприкасаясь с силою Спасителя, бесстыдные запинатели — демоны сами запинаются благодатию и в ужасе отбегают от искушаемых [144]. Прельщение их обращается тогда в ничто. Копие греха уязвляет и умерщвляет лишь тех из христиан, которые не прибегают под кров Христовой благодатной силы по нерадению или маловерию и гордости [145]. Змий свободно вонзает в них свои зубы, наполненные ядом, и склоняет их ко страстным падениям [146]. Объединенные же верою, смирением и любовию со Спасителем всегда имеют в Нем Низложителя злых духов и Освободителя от их тиранства [147].


[1] Триодь Постная, Страстн. Пяток вечера, 1 стиховная стихира.

[2] О. II., 8 гл. Нед. утра, 3 хвалитная стихира.

[3] Триодь Постная, Страстн. Субб. утра, Кан., 2 тр. 5 п.; 3 хвалитная стихира, Тропарь пророч. по обнесен, плащаницы.

[4] Триодь Постная, Страстн. Субб. утра, Кан., 1 тр. 8 п.

[5] Триодь Постная, Страстн. Пяток вечера, 2 стиховная стихира.

[6] Триодь Постная, Страстн. Субб. утра, Похвалы 16, 17, 26 стихи.

[7] О. I., 3 гл. Нед. утра, Кан. Кресту, 1 и 2 тр. 5 п.

[8] О. I., 2 гл. Субб. вечера, 6 стихира на Госп. воззвах; Триодь Постн., Четверг Ваий утра, 2 Трипесн., 2 тр. 4 п.

[9] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., кондак по 6 п. Канона.

[10] Триодь Постная, Пяток Стр. Седм. вечера, 2 стиховная стихира.

[11] О. II.,7 гл. Нед.утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п.

[12] Триодь Постная, Страстн. Субб. утра. Похвал. 1 статья 16 стих.

[13] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 3 тр. 7 п.

[14] Там же, 2 тр. 8 п.

[15] Триодь Постная, Стр. Субб. утра Похвалы, стихи 48, 86.

[16] О. I., 2 гл. Субб. утра, Кан. усопшим, 4 тр. 7 п.

[17] О. I., 3 гл. Нед. утра, Седален по 2 стихосл., 1 тр.; О. II., 8 гл. Субб. веч., 1 и 3 стиховн. стихиры; Нед. утра, 8 хвалитная стихира; Триодь Постная, Стр. Субб. вечера, 4 и 5 стихиры на Господи воззвах; Стр. Субб. утра, Кан., 1 тр. 7 п.

[18] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п.; Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.

[19] О. II., 6 гл. Среда утра, Седален по 1 стихословии, 2 тропарь.

[20] Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, Кан., 3 тр. 6 п.

[21] О. II., 5 гл. Субб. веч., 2 и 7 стихира на Господи воззвах, 1 стиховная стихира.

[22] О. I., 1 гл. Нед. утра, 7 хвалитная стихира.

[23] О. II., 8 гл. Нед. утра. Кан. Крестовоскр., 2 тр. 8 п.; О. I., 1 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 7п.; 2 гл. Субб. вечера, 4 стиховная стихира.

[24] О. I., 3 гл. Субб. веч., 6 стихира на Господи воззвах; Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, Кан., 2 тр. 6 п.; О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., кондак по 6 п.

[25] Триодь Постная, Стр. Субб. утра, Похвалы, стих. 88; О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 7 п.; 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 9 п.; Триодь Цветная, 5 Нед. по Пасхе утра, Кан., 2 тр. 8 п.

[26] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 6 п,: 8 гл. Субб. Мал. вечер., 5 стихира на Господи воззвах.

[27] О. I., 3 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 9 п.

[28] О. I., 3 гл. Субб. утра, Кан. усопшим, 1 тр. 1 п.; 4 гл. Субб. Мал. веч., 2 стихира на Господи воззвах; Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 3 п., 2 тр. 4 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 4 п.; Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра, 1 Канон, 1 тр. 5п.

[29] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 9 п.; Четверг Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.; Субб. утра, Кан. усопшим, 1 тр. 5 п., 1 тр. 8 п.

[30] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 6 п.; Триодь Цветная, Четверг 2 Седм. по Пасхе утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п., 3 тр. 1 п.; Пяток 2 Седм. по Пасхе утра, Трипеснец, 1 тр. 5 п.

[31] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 3 тр.. 8 п.

[32] Триодь Постная, Страсти. Субб. утра. Похвалы 98 стих.

[33] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 3 п.

[34] Триодь Цветная, Субб. 4 Седм. по Пасхе утра, Седален на 1 стихосл.

[35] О. II., 7 гл. Субб. веч., 7 стихира на Господи воззвах.

[36] О. II., 5 гл. Нед. утра, 1 и 2 хвалитные стихиры; 6 гл. Нед. утра, 6 и 7 хвалитные стихиры.

[37] Триодь Цветная, Нед. Фомина утра, Кан.,3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.

[38] Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, Кан., 3 тр. 7 п.

[39] Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра, Кан., 1 ирмос 1 п.; Нед. Фомина утра, Кан., 1 тр. 1 п.; Среда 2 Седм. по Пасхе веч., 3 стихира на Господи воззвах.

[40] О. II., 6 гл. Субб. веч., 1 стихира на Господи воззвах.

[41] Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, 1 тр. 4 п., 2 тр. 8 п.

[42] Триодь Цветная, Вторник 2 Седм. по Пасхе утра, Седален по 1 стихосл.; Нед. Пасхи утра, Кан., 2 тр. 9 п.

[43] Триодь Цветная, 3 Нед. по Пасхе утра, Кан. Б.М., 1 тр. 5 п.; О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.; О. II., 5 гл. Субб. Вел. веч., 5 стихира на Господи воззвах; Нед. утра, 6 хвалитная стихира; 7 гл. Нед. утра, Седален по 2 стихосл.; Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 3 п.

[44] О. II., 5 гл. "Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 3 п.

[45] О. I., 3 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п.; Субб. утра, Кан. усопшим, 1 тр. 1 п.; 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п.; 2 тр. 4 п.; Кан. воскр. 2 тр. 6 п.

[46] О. I., 1 гл. Субб. веч., 1 стиховная стихира; Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 5 п.; 2 гл. Субб. веч.,2 стиховная стихира; 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 4 п.; Кан. Крестовоскр., 2 тр. 4 п., 2 тр. 6 п.

[47] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 7 п.

[48] О. I., 3 гл. Субб. веч., 2 стихира на Господи воззвах; 4 гл. Субб. веч., 1 и 3 стихира на Госп. воззв.

[49] О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 1 п.; 2 гл. Четверг Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 9 п.; 4 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.: О. II., 8 гл. Нед. утра, 3 хвалитная стихира; Триодь Постная, Среда Ваий, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Страстн. Вторник Повечерие, Трипеснец, 5 тр. 3 п.; Страстн. Субб. утра, Похвалы, 71 стих.

[50] Триодь Цветная, Нед. Фомина утра, Ипакои по 3 п. Канона; Нед. Пасхи утра, 1 Кан., 2 тр. 3 п.; Стихира хвалитн. на "и ныне"; Субб. Светл. Седм. вечера, Мал. веч., 3 стиховная стихира; Среда 2 Седм. по Пасхе утра, 3 стиховная стихира.

[51] Триодь Цветная, Нед. Фомина утра, Кан., 1 тр. 5 п., 3 тр. 9 п.

[52] О. II., 5 гл. Субб. веч., 7 стихира на Господи воззвах.

[53] Там же, 1 стихира на Господи воззвах.

[54] О. I., Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.; Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п., 2 тр. 8 п.

[55] О. I., 2 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.; 3 гл. Субб. веч., воскр. тропарь; Нед. утра, Седален по 1 стихосл., 1 и 2 тропари.

[56] Там же, Седален по 2 стихосл., 2 тр.

[57] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.

[58] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 5 п.

[59] Триодь Цветная, Пяток 2 Седм. по Пасхе утра, 2 стиховная стихира; Нед. 3 по Пасхе утра, Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.

[60] Триодь Цветная, Пяток утра, 2 Седм. по Пасхе, Трипеснец, 2 тр. 8 п.

[61] О. II., 8 гл. Субб. веч., 1 и 5 стихиры на Господи воззвах; Пед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 5 п.; Кан. Крестовоскр., 2 тр. 7 п.

[62] Там же, Кан. воскр., 2 тр. 8 п.

[63] О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 1 п.

[64] О. II., 8 гл. Нед. утра, 5 хвалитная стихира.

[65] Триодь Цветная, Четверг 4 Седм. по Пасхе утра, Трипеснец, 3 тр. 4 п.

[66] Триодь Цветная, Среда 6 Седм. по Пасхе веч., 4 и 7 стихиры на Литии; утра 1 Кан., 1 тр. 1 п.; 2 Кан., 1 и 2 тр. 1 п.; Седален по 3 п.; 2 Кан., 2 тр. 5 п.

[67] Триодь Цветная, Среда 7 Седм. по Пасхе веч., 2 стихира на Господи воззвах; Среда 6 Седм. по Пасхе веч., 4 стихира на Господи воззвах.

[68] Там же, 3 стихира на Господи воззвах.

[69] Триодь Цветная, 6 Седм. по Пасхе вечера, 2 стиховная стихира.

[70] Триодь Цветная, Четверг 6 Седм. по Пасхе вечера, стиховная стихира; О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п.

[71] Там же, Среда 6 Седм. по Пасхе веч., 4, 5 и 6 стихира на Литии.

[72] Триодь Цветная, Среда 6 Се дм. по Пасхе веч., 1, 3 и 4 стиховные стихиры, 5 стихира на Литии; Четв. утра, 1 Кан., 1 тр. 3 п.; Седален по 2 стихосл., Седален по Полиелее; О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 8 п.

[73] О. I., 1 гл. Вторник Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.; 0.11., 8 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр.3 п.

[74] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 6 п.

[75] О. I., 2 гл. Пяток утра, 2 стиховн. стихира; 4 гл. Субб. Мал. веч., 3 стиховная стихира; О. II., 5 гл. Субб. Мал. веч., 3 стихира на Господи воззвах.

[76] О. I., 1 гл. Понед. утра, Канон Г.И.Хр., 2 тр. 6 п.

[77] О. I., 1 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 2 тропарь.

[78] 0. I., 1 гл. Понед. утра. Канон Г.И.Хр., 1 тр. 8 п.

[79] О. I., 1 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.; Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 3 п.; Вторник Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.; 2 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице. 4 тр. 7 п.

[80] О. I., 2 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 2 тропарь; 3 гл. Понед. веч., 2 и 3 стихиры на Господи возэвах; О. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 3 п., 1 и 2 тр. 8 п.

[81] О. II., 5 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 и 2 тр. 1 п.; 7 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 3 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 7 п.

[82] Триодь Постная, Вторник Сырн. утра, Трипеснец, 2 тр. 2 п.; Понед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечер., Кан. св. Андрея Кр., 2 и 5 тр. 2 п., 5 и 6 тр. 3 п., 1 тр. 5 п.

[83] Там же, 4 тр. 9 п.

[84] Триодь Постная, 1 Седм. Вел. Поста Вторник Повеч., Кан. Андрея Кр., 6 тр. 1 п.; Среда утра, 2 тр. 1 п., 4 тр. 1 п., 5 тр. 2 п., 1 тр. 4 п., 3 тр. 8 п.; Четверг вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

[85] Триодь Постная, 1 Седм. Вел. Поста, Среда Повеч., Кан. св. Андрея Кр., 4 тр. 6 п.; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихосл.; Трипеснец, 1 тр. 1 п.

[86] Там же,2 Нед. Вел.Поста утра, Кан., 2 тр. 4 п.

[87] Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста Вторник утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 2 п.; Пяток утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 5 п.; 5 Седм. Вел. Поста Понед. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Понед. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Среда веч., 6 стихира на Господи воззвах; 14, 21 и 22 стихиры.

[88] Триодь Постная, 5 Седм. Вел. Поста Понед. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Триодь Цветная, Нед. Самаряныни вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Нед. 50-цы вечера, 2 мол. св. Василия Великого.

[89] Триодь Постная, Понед. Ваий утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Понед. Ваий вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Страстн. Седм. Вторник вечера, 6 стихира на Господи воззвах.

[90] О. I., 1 гл. Нед. веч., 2 стиховная стихира; 2 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.; О. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 1 п.; О. II., 5 гл. Четверг веч., 2 стихира на Господи воззвах; Триодь Постная, Нед. Сырн. утра, Кондак по 6 песни Канона.

[91] Триодь Постная, Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

[92] Там же, Среда утра, Трипеснец, 2 тр. 3 п.; Седален по 2 стихосл.

[93] Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста Четверг вечера, 2 стихира на Господи воззвах; 5 Седм. Вел. Поста Вторник утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 4 п.; Среда вечера, 10 стихира на Господи воззвах.

[94] Триодь Цветная, Нед. 50-цы веч., 2 мол. св. Василия Великого.

[95] Триодь Цветная, Нед. 6 по Пасхе утра. Канон, Светил, по 9 п.; Триодь Постная, Вторник Ваий утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.

[96] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 6 п.; 3 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 4 п., 2 тр. 6 п., 2 тр. 8 п.; О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Б. М., 3 тр. 3 п.; 8 гл. Вторник утра. Блажен. 2 троп.; Триодь Постная, Нед. Мыт. и Фарис. вечера, 2 стихира на Господи воззвах.

[97] Триодь Постная, Пяток Сырн. утра, Кан., 2 и 3 тр. 9 п.; Нед. Сырн. веч., 2 стихира на Господи воззвах; Вторник 1 Седм. Вел. Поста утра, Богород. по 2 седальне, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Вторник 1 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Среда Повечер., Кан. св. Андрея Кр., 2 тр. 2 п.; Четверг утра, Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Четверг вечера, 2 стихира на Господи воззвах.

[98] Триодь Постная, 1 Седм. Вел. Поста, Четверг Повечер., Кан. св. Андрея Кр., 4 тр. 9 п.

[99] Триодь Постная, Понед. 2 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Вторник веч. 2 Седм. Вел. Поста, 1 стиховная стихира; Среда утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; 3 тр. 9 п.; Четверг утра, Седален по 3 стихосл.; Пяток утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.

[100] Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста Среда утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Четверг утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Четверг вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Вторник Ваий утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 2 п., 3 тр. 2 п.

[101] Триодь Постная, Вторник Ваий утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Среда Ваий утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Четверг Ваий утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.; Триодь Цветная, Четверг 2 Седм. по Пасхе утра, 1 стиховная стихира.

[102] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.; Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 5 п.; Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 1 п., 1 и 2 тр. 6 п.; 2 гл. Нед. веч., 3 стихира на Господи воззвах; Понед. утра, Седален по 1 стихосл., Кан. Г.И.Хр., 2 тр.8 п.: Вторник Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.

[103] О. II., 5 гл. Четверг веч., 3 стихира на Господи воззвах; Триодь Постная, Понед. 1 Седм. Вел. Поста веч., 2 и 3 стихиры на Господи воззвах; Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии; 2 Седм. Вел. Поста Четверг веч., 3 стихира на Господи воззвах.

[104] Триодь Постная, Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра. Часы, Тропарь прор. на 6 часе.

[105] Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста Среда утра, Седален по 2 стихосл.; 4 Седм. Вел. Поста Понед. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 1 п.; Пяток 5 Седм. Вел. Поста утра, Трипеснец, 2 тр. 5 п., 3 тр. 8 п.; стиховная стихира; Четверг Ваий утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 4 п.

[106] Триодь Цветная, Субб. 5 Нед. по Пасхе утра, 1 стиховная стихира.

[107] Триодь Цветная, Вторник 2 Седм. по Пасхе утра, Седален по 1 стихосл.; О. I., 2 гл. Субб. вечера, 2 стиховная стихира; Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 7 п.; Четверг вечера, 2 стихира на Господи воззвах; 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 и 2 тр. 5 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра. Кондак по 6 п. Канона; Вторник веч., 1 стихира на Господи воззвах; 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п.; Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.; Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.; 7 гл. Пяток Канон Кресту, 2 тр. 6 п.; 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 3 п.; Кан. Крестовоскр., 2 тр. 6 п.; Нед. утра, Блажен., 3 и 4 тропари; Пяток утра, Седален по 3 стихослов., 2 тр., Кан. Кресту, 1 тр. 8 п.

[108] О. II., 8 гл. Субб. утра, 1 стиховн. стихира.

[109] Триодь Постная, Вторник Ваий утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 4 п.; Вторник Ваий вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Четверг Ваий утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Пяток Ваий утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Страстн. Субб. утра. Похвалы, 2 статья, 32 стих; Триодь Цветная, Среда Преполов.веч., 1 стихира на Господи воззв.

[110] O. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.

[111] Там же, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 4 п.

[112] Там же, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.

[113] О. II., 6 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл., 2 тропарь.

[114] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 4 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 1 п., 2 тр. 1 п.

[115] О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 ирмос 5 п.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы вечера, 3 мол. св. Василия Великого.

[116] О. I., 2 гл. Субб. вечера, 2 стиховн. стихира.

[117] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п.

[118] О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 7 п.

[119] Триодь Постная, Пяток Ваий утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.

[120] О. П., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п., 1 тр. 7 п.

[121] О. II., 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.; О. I., 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п.

[122] O. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7 п.

[123] О. II., 7 гл. Вторник веч., 1 стихира на Господи воззвах.

[124] О. I., 2 гл. Четверг веч., 2 стихира на Господи воззвах.

[125] О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п.

[126] О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 и 2 тр. 1 п.

[127] О. 1.,'4 гл. Вторник веч., 2 стиховн. стихира.

[128] О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 9 п.

[129] О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9п.

[130] О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6п.

[131] О. II., 5 гл. Среда утра, Седален на 3 стихосл., 2 тропарь.

[132] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 7 п.

[133] О. II., 6 гл. Нед. утра, Седален по 2 стихосл., 1 тропарь.

[134] О. I., 4 гл. Субб. Мал. веч., 4 стихира на Господи воззвах.

[135] Там же, Пяток утра, Седален по 2 стихосл. 2 тр.

[136] Триодь Цветная, Нед. 50-цы вечера, 3 мол. св. Василия Вел.; 0. I., 3 гл. Нед. утра. Канон воскр., 2 тр. 6 п.

[137] О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.

[138] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.

[139] Там же, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 6 п.

[140] О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п., 2 стиховная стихира.

[141] O. I., 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 1п.

[142] О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7п.

[143] О. П., 5 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6п.

[144] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 9 п.

[145] Там же, Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 1 п.

[146] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 3 п.

[147] О. П., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п., 1 хвалитная стихира; Среда утра, 2 стиховная стихира; Пяток утра, Седален по 3 стихосл., 1 тропарь.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АНТ. - АНТИФОН

ГЛ. - ГЛАС

О. - ОКТОИХ

П. - ПЕСНЬ

ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА

СТИХ. - СТИХИРА

ТР. - ТРОПАРЬ

[Оглавление]


Библиотека форума "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru/library/


Сайт создан в системе uCoz