Статья из
"Кирилла и Мефодия"
ОКТОИХ (греч.
Octoechos Осмогласник), одна из главных богослужебных книг Православной Церкви.
Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного
(недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения
Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии,
а воскресных дней кроме того, еще песнопения малой Вечерни и Полунощницы.
Все
песнопения, содержащиеся в
последованиях одной седмицы, исполняются на
один и тот же глас, по числу
которых (восемь) книга получила свое
название. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается
снова с песнопений первого гласа.
Цикл из восьми недель называется в Церковном Уставе Lстолпом¦, их поется в
течение года шесть: 1) с первой недели
Петрова поста, 2) после Ильина дня, 3) по
Воздвижении Креста Господня,
4) в Рождественский пост, 5) по
Крещении Господнем, 6) в Великий пост.
Пение Октоиха в седмичные дни начинается
с понедельника после
Недели Всех Святых и оканчивается перед субботой
Мясопустной, в воскресные
же дни оно начинается с первого
воскресенья после Недели Всех Святых и продолжается до пятой недели Великого
поста включительно. Не поется
Октоих в двунадесятые праздники,
а также их предпразднества и попразднества, падающие
на седмичные дни.
С каждым седмичным днем в Октоихе
связано воспоминание об определенных ликах
святых или священных
событиях: песнопения воскресного
дня посвящены воспоминанию
Воскресения Христова, песнопения понедельника имеют покаянных
характер, а также
воспевают святых ангелов, песнопения вторника,
также покаянного храктера,
прославляют св. Иоанна Крестителя, песнопения среды и
пятницы посвящены Кресту и Божией
Матери, четверга апостолам и
святителю Николаю, субботы всем святым
и усопшим.
История византийского Октоиха
В
греческой литургической
книжности название LОктоих¦ закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные
последования восьми гласов; книга,
содержащая как воскресные,
так и будничные последования, получила
у греков (а также болгар, сербов и грузин) название Параклитик.
В
истории формирования византийского Октоиха можно выделить несколько основных этапов:
1) в 5-7 вв. в Палестине были составлены отдельные тропари и
песнопения будущего Осмогласника анонимными византийскими гимнографами и проведено их первоначальное распределение
по седмичным (недельным циклам; 2) в
обителе преп. Саввы Освященного в Иерусалиме в 8 в. составление
Октоиха Иоанна Дамаскина;
3) в 9-11 вв. в Константинополе Октоих
Иоанна Дамаскина был дополнен песнопениями Иосифа Песнопевца
(ум. 883) и
Феофана Начертанного (ум. до 850)
молебного цикла, исполнявшимися в
седмичные дни (Параклитик Иосифа), степенными
антифонами Феодора Студита (ум. 826), канонами св. Троице Митрофана Смирнского
(ум. 910), утренними евангельскими стихирами императора Льва
VI Мудрого (886-913),
воскресными ексапостилариями императора
Константина VII Багрянородного (913-959), стихирами Павла Амморейского (ум. 1054); 4) Византия, 12 в. появление
списков Октоиха Иерусалимской редакции.
В
древнеславянской и древнерусской книжной традиции 13-14
вв. и позднее получили распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный
Октоих, Параклитик, Шестоднев
служебный и Богородичник.
Избрный Октоих
Избрный Октоих содержал преимущественно стихиры, седальны, блаженны и другие песнопения, сгруппированные по
музыкальным жанрам, а внутри них
по гласам. Распространенная
редакция Изборного Октоиха включала также
каноны Октоиха в форме Шестоднева. Изборный Октоих и Параклитик составляли изначально части единого богослужебного
сборника, ведущего свое
происхождение от древневизантийского Тропология.
Перевод Изборного Октоиха на
славянский язык был сделан, вероятно, во второй половине 10
века в Болгарии; на его основе несколько позднее была составлена древнерусская редакция Октоиха. В
списках Изборного Октоиха 13-14
вв. древнерусского извода
лучше всего сохранился первоначальный славянский перевод. Изборный Октоих на Руси
выходит из употребления в начале
15 в. после смены редакций
основных богослужебных книг со
Студийской на Иерусалимскую.
Параклитик
Название Параклитика в древнерусской рукописной традиции получил сборник используемых на Утрене
канонов Октоиха, расположенных по
гласам, а внутри них по дням недели.
Наибольшее распространение этот вид
Октоиха имел на
Руси до начала
15 в. Параклитик являлся дополнением Избрного
Октоиха. В большинстве списков
древнерусского Параклитика на седмичные
дни полагалось по одному утреннему канону: в понедельник ангелам,
во вторник Иоанну
Предтече, в среду пресв. Богородице или
Кресту, четверг апостолам или (реже) ап. Петру, в пятницу Кресту,
в субботу пророкам и мученикам. Однако отдельные списки Параклитика содержали по два канона на
каждый седмичный день.
Шестоднев
Шестоднев служебный является видом
сокращенного Октоиха и содержит избранные службы Осмогласника:
воскресные 1-8 гласов и седмичные по одной
из каждого гласа
(в понедельник первого гласа, во вторник второго, в
среду третьего и т. д.).
До начала 15 в. Шестоднев служебный Студийской редакции входил в состав
сборников с Часословом и
праздниками, позднее (с
начала 15 в.) Шестоднев Иерусалимской редакции выделился в отдельную книгу.
Богородичник
В
Богородичнике были собраны
лишь молебные каноны
ко Пресвятой. Богородице
1-8 гласов, исполнявшиеся на Повечерии. Списки Октоиха этого типа крайне немногочисленны. Со второй половины 14 начала 15 в. в славянских странах
распространяется тип полного
Октоиха Иерусалимской
редакции, который и был
впоследствии положен в основу печатного
Октоиха.
Литература:
Филарет (Гумилевский).
Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви.
СПб., 1860. С. 190-216, 275-277;
То же: Репринт. М., 1995.
Hoeg
C., Tillyard H.
J. W., Wellesz E. The Hymns of
the Octoechus transcribed by H. J. W.
Tillyard. Copenhagen, 1940-1949. P. 1-2.
Hannick Ch. Dimanche Office selon les
huit tons. OKTWHXOS // La priere des
Eglises de Rite Byzantine: 3. Chevetogne, 1972.
О. А. Крашенинникова